Сенсорная аграфия.

Нарушение фонематического слуха неизбежно ведёт к нарушению звуко-буквенного анализа. В этих случаях написание может быть совсем распавшимся и тогда больной не может написать ни одной буквы или слова как в самостоятельном письме, так и со слуха. При меньшем поражении написание изобилует литеральными и вербальными парафазиями, звуки заменяются больным по фонематическому правилу.

Центральным механизмом сенсорной аграфии является нарушение акустического восприятия речи, её фонематического слуха. Центральным дефектом является распад всех видов написания, и прежде всего написания со слуха.

Вклинической картине сенсорной аграфии наблюдается полная утрата способности к написанию или грубые литеральные параграфии, представляющие собой замену оппозиционных звуков в акустическом восприятии.

Впсихологической структуре написания нарушается сенсомоторный уровень организации этого процесса в звене звукоразличения и вторично нарушается лингвистический уровень: звуки, слова, предложения, тексты. Контрольные функции за написанием также нарушаются, но не как вид целенаправленной деятельности, а из-за дефектов фонематического слуха. Сенсорная аграфия протекает в синдроме сенсорной афазии . При сенсорной аграфии нарушаются: а) слуховое написание, б) самостоятельное написание, в) списывание более сохранно, но оно также нарушается, замещаясь побуквенным списыванием, а нередко копированием.

Афферентная моторная аграфия

При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария наблюдается афферентная моторная афазия и аграфия. В акте написания обязательно участвуют скрытые артикуляции. При афферентной моторной аграфии больные из-за нарушений речевых кинестезий теряют артикуляционные границы между звуками, близкими по происхождению.Центральным механизмом нарушения написания являются дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляторных движений и к невозможности чётко отдифференцировать звуки по их кинестетическим основам, что и ведёт к центральному дефекту при написании – нарушению написания отдельных звуков, близких по способу и месту образования.

В клинической картине этих нарушений написания у больных обнаруживаются литеральные параграфии. Наиболее частыми ошибками являются: 1) замены одних звуков другими; 2) пропуски согласных при их стечении; 3) пропуски гласных в словах; 4) пропуски целых слогов из середины слова. Обычно больные жалуются на то, что они не «чувствуют» этих звуков. В психологической картине нарушения обнаруживаются дефекты сенсомоторного уровня в структуре написания, в звене звукоразличения, но и по другим основаниям – из-за дефектов кинестетической основы написания.

Афферентная моторная аграфия протекает в синдроме афферентной моторной афазии, при которой нарушается устная экспрессивная речь по тем же механизмам, дефекты которой влияют и на написание. При этой форме нарушаются все виды написания, кроме списывания.

Эфферентная моторная аграфия

Поражение или дисфункция задних отделов средней и нижней лобных извилин в левом полушарии приводят к эфферентной моторной аграфии. Процесс написания отдельных букв не представляет никаких трудностей; трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, то есть денервационных механизмов.

Центральным механизмом является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведёт к дефектам переключения с одного звука на другой в процессе речи и с одного знака на другой – в письменной речи. Нарушение процесса переключения является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии.

В клинической картине этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при написании, вплоть до его грубого распада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте – перестановки букв в слове; затем – пропуски букв, обозначающих гласные или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (слова); недописание слов. Трудности больные испытывают и при выкладывании из букв отдельных слов.

Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расстройства написания характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). У больных нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, а также утрачиваются динамические отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать « в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать слова в предложения. Даже в процессе списывания, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок. Сам процесс списывания приобретает характер развёрнутого, осознанного и побуквенного написания; больные проговаривают при этом каждый звук и слог.

Неречевые формы аграфии

Оптическая аграфия

Нижнетеменные и затылочные отделы коры левого полушария связаны с интеграцией зрительного опыта и его пространственной организацией. Поражение этих участков мозга приводит к нарушению оптического и оптико-пространственного восприятия и образов-представлений букв, что лежит в основе нарушений написания по типу оптических аграфий. Этот вид аграфии рассматривается в синдроме гностических расстройств. Наиболее часто встречающимися в клинике оптических аграфий являются оптическая, оптико-пространственная и оптико-мнестическая формы нарушений написания.

Сущность всех оптических аграфий в том, что графема нарушается как зрительный и зрительно-пространственный образ представления. В них нарушается перешифровка звука в букву.

Поражение нижнетеменных отделов ведёт к дефектам окуализации зрительно-пространственного образа и графемы, что и является центральным механизмом нарушения написания при оптико-пространственной аграфии. В этих случаях нарушается пространственное расположение элементов буквы. Особые трудности при написании букв с пространственной ориентацией (и-п, е-э, б-д и др.), что является центральным дефектом . Данное нарушение написания входит в синдром расстройств пространственных восприятий и образов-представлений . У больных есть трудности ориентировки в пространстве: они не могут найти свою палату, правильно надеть рубашку, путают левое и правое, низ и верх.

Вклинической картине на первое место выступают литеральные пространственные параграфии, поиски нужной буквы. В психологической картине на первое место выступают дефекты пространственных образов-представлений и нарушения координирования элементов букв в пространстве при их написании.

Другой тип оптической аграфии заключается в утере обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук; графема при этом перестаёт выполнять функцию обозначения определённого звука. Больные с этой формой аграфии хорошо вычленяют звуки речи, но у них распадается константный и обобщённый образ буквы, что и является центральным механизмом данной оптической аграфии. Центральным дефектом в этом случае является нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-п-н, ш-и-п, с-х-к, б-в-р и т. д.).

В клинической картине оптической аграфии наблюдаются поиски нужной буквы, ошибки по типу замены одной на другую, сходную по рисунку (литеральные оптические параграфии), замедленность и произвольность процесса написания.

В психологической картине для этой формы аграфии характерно, с одной стороны, размытость образа буквы, дефекты вычленения её существенных компонентов, несущих на себе значение, то есть микрознаки (б-в, и-й, н-п и т.д.), а с другой – распад обобщённого образа буквы и замена его конкретным, единичным и присущим только данному субъекту (некоторые, например, могли писать букву Д только как д, букву Р – только как р и т.д.). Из-за дефекта обобщённости образа буквы эти больные испытывали трудности перехода от одного вида буквы к другой внутри одной графемы (Д, D, д). При этой форме аграфии нередко остаётся более сохранным написание одним каким-то шрифтом. Нарушаются такие виды написания, как самостоятельное и диктант, а списывание остаётся сохранным.

Этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии.

Алексия

Оптическая алексия

Оптическая алексия часто в составе синдрома оптической агнозии или оптико-пространственных нарушений и нередко – в синдроме оптико-мнестических расстройств.

Известны два вида этой формы алексий: вербальная и литеральная. Центральным дефектом при литеральной алексии является распад чёткого значения отдельных букв. Больные с трудом узнают буквы, путают их по оптически близким признакам, неправильно воспринимают их пространственную ориентацию или не узнают совсем. При этом особенно грубо нарушается восприятие букв внутри рукописных слов, где все буквы слиты воедино.

Вторым видом оптической алексии является вербальная алексия . Все трудности возникают при чтении слов. Больной не может объединить буквы в единое целое, не узнавая слова и схватывая его отдельную часть (обычно корневую), и замещает его прочтение догадкой о смысле. Нередко оптическая алексия протекает при нарушении речи. Тогда на первый план выступают трудности буквенного знака с его звуковой характеристикой: больной утрачивает значение буквы, забывает её наименование, путает наименование близких по оптическому рисунку букв. Нарушение взаимодействия речи и зрительного восприятия ведёт к оптико-мнестической алексии , при которой центральным дефектом выступает амнезия на буквы и слова при чтении. При оптико-мнестической алексии обнаруживаются ошибки называния, узнавание букв и слов со слуха даёт меньшее число ошибок. При этой форме алексии нередко возникает угадывающее чтение. Оказывается, что при возрастании влияние контекста число ошибок уменьшается, скорость чтения увеличивается. Иногда оптическая алексия проявляется лишь в замедлении темпа чтения, то есть дезавтоматизации процесса. Чтение приобретает произвольный характер, становится аналитическим, послоговым, и тогда чётко прослеживается «угадывающее чтение».

Сенсорные формы алексии

Нарушение чтения часто идёт в синдроме сенсорной афазии. Процесс узнавания слов остаётся сохранным, в то время как звуковой анализ и синтез читаемого слова оказывается нарушенным, а часто невозможным. Многие слова для больного оказываются лишь системой знаков, не имеющей звуковой основы. Невозможность узнать смысл слов посредством звуко-буквенного анализа превращает процесс чтения в угадывание. Сенсорная алексия наступает вследствие нарушения процесса звукоразличения из-за дефекта акустического восприятия, что является центральным механизмом и центральным дефектом сенсорной алексии. Этим объясняется появление при чтении литеральных замен, паралексий.

Дефекты акустического восприятия приводят не только к заменам одних фонем на другие, но и полной невозможности синтезировать звуки в слово, к невозможности понять его значение.

Моторные формы алексии

Эти формы алексии связаны с дефектами моторной стороны речи и протекают в синдроме эфферентной и афферентной моторной афазии.

При эфферентной моторной афазии устная речь грубо нарушена из-за патологической инертности в двигательных процессах. Возникающие при этом дефекты переключения и персеверации нарушают устную речь, а также чтение, которое может оказаться менее нарушенным, чем устная речь. Больной узнаёт и называет буквы, правильно повторяет отдельные звуки, воспринимает слово целиком и понимает его значение. Чтение становится нередко угадывающим из-за дефекта переключения. В этом случае центральным механизмом нарушения чтения являются дефекты переключения. В первую очередь нарушается звуко-буквенный анализ из-за персевераций, являющихся центральным дефектом при этой форме алексии.

Другая картина нарушения чтения при афферентной мотороной афазии. Центральным дефектом в этом случае являются дефекты кинестетической основы артикуляций; иннервация артикуляции теряет здесь свою избирательность и возникают типичные замены одних звуков на другие, близкие. Контроль над чтением у этих больных сохранён, они знают о своих ошибках и пытаются их исправить. Как и при эфферентной мотороной алексии нарушается звуко-буквенный анализ (центральный дефект), но уже из-за дефектов кинестетической основы речи. Чтение становится резко дезавтоматизированным, всё внимание больного приковано к перешифровке оптических знаков в нужные артикуляции, поэтому понимание отстаёт от восприятия. Артикуляционные трудности приводят нередко к подмене подлинного чтения угадывающим на основе отдельных фрагментов слова. Больные при чтении постоянно прибегают к сравнению только что прочитанного материала с ранее прочитанным. Наименьшие трудности понимания обнаруживаются при сохранении «внутреннего чтения» коротких слов и фраз, которое помогает понимать читаемое.

При всех формах алексии общая стратегия её преодоления – это преодоление механизма нарушения.

Письмо имеет много особенностей, одна из которых – более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими ВПФ. Грамматика и письмо обеспечивают ребёнку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи и других ВПФ. Современная отечественная психология рассматривает письмо с принципиально иных позиций и считает его сложной осознанной формой речи и речевой деят-ти+как сложное психическое образование. В психологическое содержание письма помимо речи входят и процессы восприятия разной модальности-зрит, слух, акустич, пространств,входят и двигательные процессы – кинестетической и кинетической природы, зрительные образы – представления буквенных знаков, оперативная память и тд. Процессы письма (5-7лет, формируется сознательно, намеренно в процессе произвольного обучения, постепенно автоматизируется) и устной (2г, формируется в процессе взаимодействия и общения со взрослыми, непроизвольно формируется и протекает автоматически) речи различаются по: происхождению, способу формирования и протекания, психологическому содержанию и по функциям. То, что письменная речь мыслится, а не произносится составляет одну из главных особенностей этих 2ух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи.

Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры левого полушария мозга. +лобные доли обеспечивают общую организацию письма (контроль, программирование и регуляция речевой деят-ти). Расстройства письма начали изучаться позже, чем афазии (от греч. А- отрицание, графо – пишу), однако первые упоминания имеются уже в 1798г, и в 1829-джЭксон(США).

Письмо: намерение к письму-замысел о чём?-общий смысл содержания что?-регуляция деятельности и контроль за письмом

Психологический уровень реализации программы письма: Процесс звукоразличения- объём акустического восприятия и слухоречевая память-актуализация образов представлений и перешифровка в буквы-актуализация моторного образа буквы и её перешифровка в тонкие движения руки-написание букв, слов, фраз…

Псизофизиологический уровень: звукоразличение обеспечивается совместная работой речедвигательного и акустич анализаторов-объём восприятия обеспечив акустич анализатор возможно совместно с кинестетич и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для её обработки-перешифровка со звука на букву _ТРО- перешифровка с оптики в письмо букв_совместная работа зрит и двигат анализаторных систем.

Процесс высказывания: мотив- замысел- внутренняя программа выссказ(семантика и предикаты)-реализация во внешней речи(грамматика и синтаксис)


Классификация:

*Речевые аграфии , в основе которых лежат расстройства речи (протекает в синдромах различных форм афазий)

-эфферентная моторная аграфия(кинетическая ):протекает в синдроме эф афазии, динамического праксиса, дефектов процесса понимания речи (нарушение семантики устной речи, синтагматической стороны-структуры фразы и её грамматики-аграмматизмы-нарушение во внешней речи). Аграфия-Поражение задних лобных отделов левого полушария. Соблюдение нужной последовательности звуков при записи слова (слогов). Механизм: нарушения переключения (кинетической организации моторной стороны устной речи) с одной буквы на другую, со слога на слог, со слова на слово. Возможны макро и микрографии. Персеверации (привнесение предыдущих букв, слов…). Перестановки букв в слове, пропуски букв, повторении одного и того же слова, недописывание слов (нарушение письма как сукцессивного процесса). Нарушение внутренней схемы слова и предложения, утрачивается осознание динамических отношений слов.

-афферентная моторная аграфия(кинестетическая): протекает в синдроме аф афазии (нарушение устной экспрессивной речи). Поражение нижнетеменных отделов левого полушария. Из-за нарушения речевых кинестезий теряются артикуляционные границы между звуками, близкими по происхождению (т.д,л,н, б-п-м, н-м-,з-с-ч-ш, ф-в). Центральный механизм: дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляционных движений и невозможность дифференцировки звуков по их кинестетическим основам. Главный дефект – нарушение письма отдельных звуков, букв. Не чувствуют, что должны писать. Литеральные парафазии, параграфии- в письме! (замена букв на другие близкие по месту происхождения, пропуск гласных, сличение согласных, пропуски слогов). Нарушаются практически все формы письма кроме списывания. Письмо становится осознанным и дезавтоматизированным процессом. В отличии от эфферентной аграфии остаются относительно сохранными синтагма и грамматическая сторона речи.

-сенсорная аграфия (акустико-гностическая): в соответствующем синдроме сенсорной афазии (поражение задней трети верхней височной извилины – 22Вернике-нарушение устной экспрессивной и импрессивной речи). Нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (центральный механизм) - затруднено восприятие и понимание фонем (центральный дефект в афазии) из-за разного их звучания в зависимости от положения в слове (кит, окно, ток). В этой форме аграфий обнаруживаются и структурные нарушения – в звене звукоразличения. Письмо либо полностью распадается, либо грубо нарушается. Литеральные параграфии, звуки заменяются по фонемотическому признаку (п-б, г-к, г-х, д-л,) Центральный дефект при аграфии – распад всех видов письма, и прежде всего на слух. Сохранны: намерение, замысел, мотивы письма. Контроль за письмом нарушается вторично из-за дефектов фонематического слуха и нарушения операции сопоставления звуков и букв.

*неспецифические формы :

-акустико-мнестическая : форма сенсорной аграфии?. В синдроме а-м афазии – нарушение объёмов акустического восприятия, называние предметов. Нарушение перцепторных образов и образов представлений. Поражение 2-й височной извилины левой височной зоны. Нарушается высший уровень организации письма- уровень письменной речи, а не письма как навыка. Центральный механизм: нарушение объёма восприятия, рассогласование знака и его значения, нарушение образов-представлений. Дефект – нарушение письменной речи как высшей формы письма.

-динамическая: (потеря инициативы, спонтанной речи, письма). Афазия-Нарушение передних отделов речевой зоны кпереди от зоны Брока и задних отделов первой лобной извилины. Центральный механизм-нарушение внутренней речи, общей и вербальной предикативности (меньше глаголов и ставят их на последнее место). Эти механизмы ведут к нарушению активности в создании структуры фразы, её динамики, их взаимодействия в структуре текста. Центральный дефект – нарушение актуализации и построения структуры фразы, нарушение порядка управления согласованием слов внутри фразы и фраз внутри текста, а фазия- нарушение продуктивной речи.. (афазия-нарушение звена реализации замысла во внутренней речи)

-семантическая: поражение зоны ТРО. Центр мех-зм - Нарушение процесса симультанного пространственного восприятия дефект – афазия – восприятие логико-грам конструкций. Нарушение высокого уровня организации письма. Возникают трудности употребления сложных логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, предлогов, сложноподчинённых предложений)

*Гностические (неречевые ) формы оптических аграфии, в их основе-расстройства разных видов гнозиса (в различных синдромах агнозий): Аграфия: затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария (оптические и пространственные нарушения). Протекают в синдроме различных агнозий. Нарушение графемы как единицы оптического и пространственного восприятия.

оптическая аграфия: утеря обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук. Центральный механизм – нарушение константности и обобщённости буквы (на основе выделения существенных признаков) +алексия. Хорошо вычленяют звуки речи. Центральный дефект- нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по глобальному оптическому образу, и конструкции (а-о-е, и-ш-п,б-в-р)…этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии, акалькулии, алексии. Пишут д, только какД и тп.

- оптико-пространственная аграфия: нарушение нижнетеменных (наиболее сложные формы ориентаций в пространстве –право-лево, хотя не затрагивает структурную организацию воспринимаемых образов) и теменно-затылочных(более грубые - целостное зрительное восприятие-оптическое отчуждение графем-образ звукобуквы) областей левого полушария мозга. Нарушение письма по оптическому принципу. Механизм: распад оптических и оптико-простанственных схем букв. Нарушается перешифровка звука в букву. Сохраняется графический образ звука-графема, но нарушается восприятие и актуализация пространственного расположения элементов буквы – центральный механизм. Центральный дефект:Трудности при написании букв имеющих чёткую пространственную ориентацию (и-п, е-э, б-д). литеральные пространственные параграфии.+пространственная акалькулия. (зеркальное-письмо)

-оптико-мнестическая аграфия: правильно выделяют из речевого потока звуки и несоотв к буквам. Патология речевой организации оптического гнозиса. Стык речевых и оптических процессов. – в синдроме амнестической афазии. Рассогласование речевых и перцепторных образов.

Следующая подгруппа речевых аграфий (сенсорные ее формы) - сенсорная (или акустико-гностическая) и акустико-мнестическая. Эти формы нарушения письма и письменной речи также протекают в синдроме соответствующих форм афазий, которые отличаются друг от друга по всем параметрам - по механизмам (факторам), клинической и психологической картине и по нейропсихологическим синдромам. Те же отличия наблюдаются и в этих формах аграфии.

При описании психологического содержания и структуры письма мы отмечали, что письменная речь осуществляется благодаря взаимодействию ряда ВПФ. В случае сенсорных форм аграфии нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (сенсорная аграфия) и снижения объема акустического восприятия и нарушения слухо-речевой памяти (акустико-мнестическая аграфия). В этих формах аграфии обнаруживаются и структурные нарушения, но в разных звеньях. В первом случае - в звене звукоразличения, во втором - в звене оперативной слухо-речевой памяти и в звене объема восприятия.

Сенсорная аграфия

Известно, что для нормального протекания процесса письма прежде всего необходимо четкое константное восприятие фонематического строя языка, что создает необходимые предпосылки для правильного звукобуквенного анализа слова. Нарушение же фонематического слуха неизбежно ведет к нарушению звукобуквенного анализа и процесса звукоразличения.

Звуко-буквенный анализ осуществляется на основе сенсомоторного механизма акустического восприятия речевых звуков. Правильное восприятие звука возможно лишь при сохранности (или полноценной сформированности у детей) фонематического слуха. Известно, что фонема - это не звук, а только одна из существенных его составляющих, которая несет на себе значение, смысл. Акустическое своеобразие фонемы заключается в том, что один и тот же звук в разных положениях и в разной сочетаемости может приобретать разные акустические формы (звучания), но оставаясь одной и той же фонемой, несущей одно и то же значение, т.е. всегда выполняет свою смыслоразличительную роль. У больных затруднено восприятие и понимание фонем из-за разного их звучания в зависимости от позиционного положения в слове (например, «кит», «окно», «ток»). Поэтому важным является сохранность у взрослых больных (и сформированность у детей) не просто восприятия фонем, но их позиционных звучаний. Нарушение фонематического слуха и лежит в основе дефектов звукоразличения при сенсорной афазии и аграфии.

В рассмотренных выше случаях у больных страдала четкая звуковая структура слова из-за распада операций звукобуквенного анализа, либо по причине акустических нарушений, либо из-за артикуляторных дефектов. Эти дефекты акустического и кинестетического гнозиса вызывали нарушения восприятия звука, что и приводило к нарушениям письма. Сохранение же порядка звуков в слове для них не являлось ведущей трудностью. Чтобы правильно написать слово, недостаточно проанализировать его звукобуквенный состав, необходимо еще и осознание последовательности звуков в слове. Соблюдение нужной последовательности звуков при записи слова представляет одну из самых существенных трудностей при первоначальном развитии навыка письма у детей. Поражение или дисфункция задних лобных отделов левого полушария мозга приводят именно к этим дефектам в письме. Процесс написания отдельных букв не представляет в этих случаях никаких трудностей, в отличие от предыдущих форм нарушения письма, трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, т. е. денервационных механизмов.

Центральным механизмом, лежащим в основе эфферентной моторной аграфии, является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведет к дефектам переключения с одного звука (слова, предложения) на другой в процессе устной речи и с одного знака на другой - в письменной речи. Нарушение процесса переключения и является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии. В клинической картине аграфии этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при письме, вплоть до его грубого распада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте после этой ошибки и вследствие распада осознания больным внутренней схемы слова и последовательности букв в нем стоят перестановки букв в слове; затем - пропуски букв, обозначающих гласные звуки или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (слова); недописывание слов и др. Значительные трудности больные испытывают не только при письме слов, но и при выкладывании их из букв разрезной азбуки.

При афферентной моторной аграфии также имеет место ошибка недописывания слов, но она существенно отличается от той же ошибки при эфферентной моторной аграфии. В первом случае больные могут написать абрис слова, опуская его середину, а во втором - опускают конец слова, что связано с нарушением письма как сукцессивного процесса.



Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расстройства письма характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). Слово и предложение не состоят из отдельных звуков (слов), но предполагается известная внутренняя схема, внутри которой слова находятся в сложных синтаксических и грамматических отношениях. У больных с этой формой аграфии нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, а также утрачиваются динамические отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать «в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать отдельные слова в предложения.

В грубых случаях нарушений у этого контингента больных отсутствуют все виды письма, за исключением идеограммного. Даже при списывании, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок, сам же процесс списывания приобретает характер развернутого, осознанного и побуквенного письма, больные проговаривают при этом каждый звук и слог. Общей задачей восстановительного обучения в этом случае является восстановление у больных аналитического письма.

Целью первой стадии обучения является восстановление письма отдельных слов, а задачей - обучение больных анализу структуры слова, осознанию и удержанию последовательности букв внутри него. На этой стадии применяется ряд методов, способствующих решению этой задачи. Это прежде всего метод осознанного анализа слова, состоящий из последовательного ряда операций: 1) поэлементное проговаривание слова; 2) количественный анализ слова (подсчитывание количества звуков в слове) с помощью внешних средств (счеты, палочки и др.); 3) составление схемы слова на основе проведенного анализа (побуквенная и послоговая схема); 4) последовательное заполнение схемы соответствующими буквами. Психологическая сущность этого метода анализа слова с применением материализованных средств заключается в том, что весь процесс письма слова (а позже и предложения) выносится вовне, становится предметом осознанной деятельности, а карточки-фишки и стрелки в материализованном виде представляют структуру слова и последовательную связь букв в нем. Закрепление аналитического навыка письма слов осуществляется рядом упражнений: 1) проведение разбора заданного слова по слогам и буквам (сначала с опорой на соответствующую картинку и написанное слово, затем только на картинку, а позже - разбор слова со слуха); 2) разборы слов, близких по фонетической структуре и серийной организации, но разных по значению (полковник - половник - поклонник; магнолия - Монголия; рак - акр и др.); 3) дописывание незаконченных слов; 4) вписывание пропущенных в заданном слове букв (или слогов); 5) составление (и запись) слова из заданных вразброс различных слогов (ра, та, бо, и др.).

Второй метод - это составление слов путем перестановки букв. Больным дается слово, из которого они должны составить как можно больше других слов (например, типография тип, граф, гриф, графит, пир, тигр и др.). По психологической сущности к этому методу приближается и метод составления слов на основе одного слога или корневой части слов (например, пар - паровоз, пароход, парник, напарник, парилка, запарка и т. д.).

Эти методы направлены на анализ слова по морфологическому основанию и обеспечивают восстановление осознания связи последовательности букв в слове с его значением (корт - крот; мор - ром; мол - лом; кот -ток; три - тир и т. д.). Найденные таким образом слова, проанализированные со стороны последовательности букв в слове, записываются больными, находятся соответствующие им картинки, по памяти эти картинки подписываются и в конце отработанные таким образом слова пишутся под диктовку.

Все эти и ряд других методов стимулируют больного к анализу последовательности букв в слове и восстанавливают осознание ее роли в понимании значения слова. Они, фиксируя внимание больного на структуре слова, на значимой роли последовательности букв, являются тем самым эффективным средством устранения основного дефекта. На первой стадии обучения больные обычно овладевают широкой системой вспомогательных средств и самостоятельно пользуются ими при написании слов и коротких, простых по структуре фраз. Требования к материалу, на котором ведется обучение письму, остаются теми же - частотность, фонетическая сложность, длина слова,- все это должно усложняться постепенно. Вся широкая система опор, а также и операций постепенно сокращается, и больные при письме слов обращаются лишь к побуквенному или слоговому проговариванию.

Затем переходят ко второй стадии обучения , задачей которой является восстановление письма фразы. Фраза, как известно, состоит не из независимых слов, но предполагает известную внутреннюю схему, в которой слова находятся в сложных синтаксических и грамматических отношениях. При эфферентной моторной афазии и аграфии обнаруживается нарушение знания этих отношений, которое проявляется в синтагматических дефектах: больным трудно создать «в уме» схему целостной грамматической конструкции, разместить и связать отдельные слова внутри предложения, в чем и заключается центральный дефект письма на уровне предложений и текстов. Работа над восстановлением письма фразы предполагает прежде всего обучение больных устной речи, умению составлять предложения определенных грамматических конструкций.

Вторым дефектом, затрудняющим письмо фразы, остается трудность переключения и персеверации. Главными методами устранения персевераций при письме являются осознанное письмо с проговариванием и замедленность письма, т. е. увеличение пауз между написанием каждого слова фразы. Паузы могут быть реализованы лишь с помощью их материализации, роль которой заключается не только в их реализации при письме отдельных элементов (слогов, слов), но и в переключении внимания больного с письма предыдущего элемента на другой вид деятельности. В этом случае в промежутках между письмом элементов фразы (слов) больному предлагается выполнить какую-либо другую операцию (кратковременную), например найти цифру, написанную на лежащих перед ним карточках, соответствующую порядковому номеру написанного им слова, или выбрать среди трех (не более) предметных картинок ту, название которой больному предстоит написать, и т.д. Действие написания фразы в этом случае будет состоять из ряда гетерогенных операций: письмо слова>выбор цифры (картинки)>письмо следующего слова->простейшая арифметическая операция>письмо слова и т. д. Этот и ряд других подобных методов позволяет преодолеть персеверации при письме не только фразы, но и текста. Методы устранения персевераций в восстановительном обучении письму могут быть разные, но они должны отвечать двум требованиям - увеличению пауз и переключению больного с одного вида операций на другие в пределах одного действия - написания фразы или текста. Восстановлению структуры фразы как при ее произношении, так и при письме способствует следующая система методов, например метод составления нескольких фраз путем перестановки ряда картинок, на которых изображены отдельно предметы, действия, объекты. После составления фразы из картинок больной должен выбрать соответствующие окончания для каждого слова внутри нее. Приведем пример. Перед больным лежит ряд картинок: женщина, мужчина, стирает, режет, читает, причесывается, платье, рубашка, булка, колбаса, газета, книга, гребенка и т. д. и окончания: а, ет, ют, ит, у, ой, ей, ем . Ему дается задание сложить из картинок несколько предложений, найти для каждого слова, входящего в предложения, нужное окончание, произнести полученную фразу, записать ее, придумать новую подобную фразу, записать и т. д. Этот метод материализованной опоры позже замещается опорой на схему фразы, состоящей из вопросов, способствующих восстановлению «чувства языка», «чувства структуры фразы» (кто? что?»что делает?->что? чем? кого? к кому?). Заданную схему больной заполняет нужными словами с соответствующими падежными окончаниями. И заканчивается эта система методов методом разбора фразы по частям предложения и по частям речи путем самостоятельной постановки вопросов к каждой картинке и соответствующей записи составленного таким образом предложения. Описанные методы работы приводят к эффективному восстановлению письма при эфферентной моторной аграфии. В описанных выше формах моторной и височной аграфии письмо нарушается в первую очередь как сенсомоторный акт, в результате чего нарушается не только письмо отдельных звуков, слов, фраз, но и вторично нарушается письмо целых текстов.

Однако существуют такие формы аграфии, при которых письмо со стороны сенсомоторных механизмов остается сохранным и тем не менее оказывается дефектным. Такие формы аграфии, при которых письмо нарушается как письменная речь, т. е. как средство выражения мысли, идут в синдроме динамической и семантической афазии. В первом случае центральным дефектом является нарушение актуализации структуры фразы, нарушение порядка управления и согласования слов внутри предложения. Письменная речь отражает здесь все дефекты устной речи. В случае семантической аграфии мы также имеем дело с нарушением высокого уровня организации письма; здесь возникают трудности употребления определенных сложных логико-грамматических конструкций (употребление предлогов, сравнительных конструкций, конструкций сложноподчиненных предложений и др.).

И в том и в другом случае также возникают самостоятельные задачи восстановительного обучения и применяются адекватные структуре дефекта методы обучения. Неправильно было бы думать, что эти формы нарушения письма устраняются самостоятельно, как только появятся успехи в восстановлении устной речи. Конечно, восстановление письма зависит здесь от восстановления устной речи, но в определенных пределах. Это станет понятным, если вспомнить, что строения устного высказывания и письменного резко отличаются друг от друга, так как письменная речь всегда монологическая, в то время как устная речь чаще всего диалогическая, и тем более у больных в процессе обучения речи.

Больных с динамической аграфией обучают составлению плана изложения (сочинения), учат умению конструировать письменные предложения-длинные сложносочиненные н сложноподчиненные, дистантные, безличные предложения и др., проводить осознанный анализ ошибок.

Больных с семантической аграфией обучают сначала письму коротких простых предложений, с последующей их трансформацией в сложные.

Таким образом, как видно из анализа, нарушения письма почти всегда сопровождают афазию. В зависимости от сущности афазического синдрома в основе нарушения письма могут лежать разные механизмы, проявляющиеся либо в распаде слухового образа слова, либо в дефекте звуко-произносительных схем, либо в нарушении осознания последовательности звуков в слове, либо в нарушении динамической сукцессивной структуры предложения и целого текста.

Однако клиника аграфии выходит за пределы нарушений письма, связанных только с речевыми расстройствами. Аграфия распространяется на затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария и входит в синдром уже не речевых а оптических, оптико-мнестических или пространственных нарушений.


Оптическая дислексия и дисграфия

Чтобы научиться читать и писать, необходимо также зрение на буквы - буквенный гнозис. С тех пор, как человечество изобрело буквы, оно приобрело такую огромную значимость, что в мозге выделилась специальная область , отвечающая за букву. Эта область находится в левом - главном по речи - полушарии. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, т.к. сама по себе она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает.

Если буквенный гнозис сохранен, ребенок запоминает начертание букв без особого труда. Конечно, имеется в виду умственно полноценный ребенок, способный к усвоению символов, каковыми являются любые буквы. Если же буквенный гнозис страдает, то у ребенка появляются ошибки в чтении и письме. Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, путают похожие по рисунку буквы («Р» и «Ь», «3» и «Э» и т.д.). Они могут перевернуть букву («N» и «И»), добавить лишний крючок («Ц» и «Щ»), повернуть ее в другую сторону («3» и «Е»). Такую дислексию и дисграфию называют оптической или зрительной (рис. VII).

Интересно отметить, что дети с зеркальным чтением и письмом, т.е. «оптические дисграфики и дислексики», часто способны к рисованию. По-видимому, это объясняется тем, что области


МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ

ЛЕВАЯ ЗАТЫЛОЧНАЯ ЗОНА (ЗРИТЕЛЬНАЯ): ДИСКРЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НЕИКОНИЧЕСКИХ ЗНАКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ БУКВ, А ТАКЖЕ ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛОВ (ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ) ПРАВАЯ ЗАТЫЛОЧНАЯ ЗОНА (ЗРИТЕЛЬНАЯ): ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И ИКОНИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ

правого полушария, благодаря которым формируется предметный образ и символ, симметричны «буквенным» областям в левом, ведают зрительными образами предметов и являются более «старыми» и прочными. Говоря более конкретно, здесь имеет место замена одной способности - к букве, другой способностью - к рисунку, т.е. зрительному представлению предмета. Такая зависимость, однако, необязательна.

Остановимся подробнее на зеркальных переворотах букв. Зеркальное письмо, как правило, бывает у левшей, явных или скрытых. Гиперактивность правого полушария, нередко сопро­вождающая левшество, обусловливает то, что полушарный диалог задерживается, протекает напряженно. Правое полушарие включается в процесс овладения письмом и чтением, как бы подменяя левое - и «поворачивает» буквы, как ему удобно.

Правое полушарие доминантно в иероглифических видах письменности, где каждый иероглиф обозначает целое слово. Иероглифы - это, по существу, рисунки, а изобразительная деятельность находится в ведении именно правого полушария. У китайца, например, письмо и чтение пострадают, если нарушится функция определенных зон не левого, а правого полушария мозга. Проявится это в забывании иероглифов или их деталей, т.е. пострадает рисунок, картинка иероглифа. Если этот же китаец умел писать буквами на другом языке, то эта способность у него сохранится.

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

К этому виду нарушений письменной речи относят окуломоторную дислексию и моторную дисграфию. Окуломоторная дислексия связана с нарушением движения глаз. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку и т.д. имеет свои закономерности, которыми необходимо овладеть, но не всем детям это удается сделать беспрепятственно. Моторная дисграфия обусловлена определенными требованиями к движениям руки. Если они не соблюдаются, то возникает так называемая кинетическая (моторная) дисграфия.

Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия

Описанные выше виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи функций (предпосылок). Помимо этого имеются вторичные дисграфия и дислалия. К ним относятся, например, те, которые связаны с плохой слухо-речевой памятью, мешающей запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Вторичными являются также дислексия и дисграфия, которые обусловлены непосильным для ребенка темпом деятельности. Их можно обозначить как «цейтнотные». В современной школе практикуются скоростное чтение и письмо, которое для целого ряда детей оборачивается катастрофой. Не успевая читать и писать согласно заданному темпу, дети не только теряют уверенность в своих способностях, но часто получают отвращение к русскому языку. Термины «дислексия» и «дисграфия» по отношению ко многим детям должен быть поставлен в этих случаях в кавычки . У детей, которые не успевают читать и писать с заданной скоростью, нет предпосылок для дислексической и дисграфической патологии. У них достаточно развит фонематический слух, они легко узнают буквы разных шрифтов, хорошо подбирают родственные слова и понимают словесные обобщения и понятия. Однако торопясь выполнить задание, они допускают самые разнообразные ошибки. Создается впечатление, что у них присутствуют все виды дислексии и дисграфий, хотя в условиях более медленного чтения и письма они достаточно хорошо читают и пишут.

Дислексия и дисграфия у взрослых

До сих пор речь шла о дислексии и дисграфий у детей, т.е. о трудностях обучения чтению и письму. Однако следует отметить, что чтение и письмо страдает также у взрослых, в частности, у больных с различными формами афазии. В этих случаях дислексия и дисграфия являются следствием уже сформированных ранее функций письма и чтения. При афазии они являются не самостоятельными нарушениями, а частью глобального синдрома, при котором затронуты внутриречевые процессы, а следовательно, и фонематическая система языка, являющаяся основным средством кодирования мысли в речи - и в устной, и в письменной. Таким образом, дислексия и дисграфия у взрослых является естественным следствием первичного дефекта. Вместе с тем, хотя и редко, могут иметь место и изолированные виды этих расстройств.

Нарушения письменной речи

Каждый участок мозга вносит свое специфическое в структуру протекания письма, и эта совместная деятельность представляет собой целостную функциональную систему, лежащую в основе письма. Поэтому нарушения письма, возникающие при поражении мозга, носят системный характер, хотя каждый раз будет нарушена работа одного какого-либо участка мозга, обеспечивающего одно условие (фактор в структуре письма), но оно будет нарушено целиком, как система.

Несформированность письма у детей (или трудности его формирования в начальной школе) носит также системный характер, но имеет свою специфику. У детей механизмы нарушения чаще всего комплексные и могут лежать они в сфере не только элементарных психических процессов (моторики, графо-моторных координаций, нарушение звукового анализа и синтеза и т.д.), но и в сфере высших психических функций - в нарушении общего поведения, внимания, несформированности личности и абстрактных форм мышления и др.

Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга - заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из упомянутых зон коры обеспечивает определенные условия, необходимые для протекания акта письма. Кроме этих зон, каждая из которых обеспечивает модально-специфические условия протекания письма, лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности. Они создают условия для программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью.

Нарушения письменной речи описываются терминами аграфия, дисграфия, дизорфография.

Нарушения письменной речи в клинике локальных поражений мозга описываются термином аграфия.

Аграфия - это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно можно разделить на 2 группы, в основе которых лежат нарушения разного психологического содержания и разные механизмы:


  1. речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи;

  2. гностические (неречевые) формы аграфии, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.
Первая группа аграфий протекает в синдромах различных форм афазии, вторая группа - в синдромах различных форм агнозии, где выделяются:

а) оптическая аграфия (симультанная и литеральная),

б) оптико-пространственная,

в) оптико-мнестическая.

Эфферентная кинетическая моторная аграфия

Поражение или дисфункция задних лобных отделов коры левого полушария мозга приводит к дефектам соблюдения нужной последовательности звуков при записи слова и представляет одну из самых существенных трудностей при первоначальном развитии навыка письма у детей. Процесс написания отдельных букв не представляет в этом случае никаких трудностей. В отличии от других форм нарушения письма трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения с одной буквы на другую (или со слога на слог, со слова на слово).

Центральным механизмом лежащего в основе эфферентной моторной аграфии, является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи и дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта или акта письма, что приводит к патологической инертности стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведет к дефектам переключения с одного звука (слова, предложения) на другой в процессе устной речи , и с одного знака на другой - в письменной речи. Таким образом, нарушение процесса переключения и является центральным дефектом в эфферентной моторной афазии. В клинической картине аграфии этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при письме, в плоть до его грубого распада:


  • при сохранении способности к письму оно становится чрезвычайно замедленным и произвольным, изменяется почерк, буквы становятся угловатыми и части пишутся раздельно, нередко появляются макро- и микрографии;

  • в письме на уровне слова обнаруживаются персеверации предыдущих букв или слов;

  • перестановки букв в слове, пропуски букв обозначающих гласные звуки или согласные при их стечении, повторение одного и того же слова (слога);

  • недописывание слов, что связано с нарушением письма как сукцессивного процесса.
Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушение динамического праксиса, дефектов процесса понимания речи, снижения понимания значения слов и дефекта понимания их смысла. Нарушение семантики устной речи отражается и на состоянии письменной речи, что является одним из видов трудности при восстановлении письма. Вторым видом трудностей, является грубое нарушение синтагматической стороны речи, структуры фразы и ее грамматики. Аграмматизм при этой форме афазии выступает в грубой форме, что также лежит в основе трудностей восстановления письменной речи. Для психологической картины нарушения письма характерным является нарушение внутренней схемы слова и предложения, осознание последовательности букв в слове (слов в предложении). Для этой формы аграфии специфическим является нарушение осознания сложных отношений слов внутри предложения, утрачивается осознание динамических отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. В грубых случаях нарушений у больных отсутствует все виды письма за исключением идиограммного.

При обучении младших школьников письму дефекты переключения с одной буквы слога на другую нередко лежат в основе трудностей формирования письма.

Афферентная кинестетическая моторная аграфия

Это нарушение письма сопровождаются нередко моторной афазией. При афферентная моторной аграфии из-за нарушений речевых кинестезии теряются артикуляторные границы между звуками близкими по месту происхождения. Центральным механизмом нарушения письма при афферентной моторной аграфии являются дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушениям тонких артикуляторных движений и к невозможности четкого дифференцирования звуков по их кинестетическим основам, что и ведет к главному дефекту при письме, нарушению письма отдельных звуков близких по способу и месту образования (б/п/м, губно/губные и смычные).

Нарушение кинестетических механизмов речи ведут к дефектам в звене формирования артикулем. При попытке написать слово или звук нарушенные речевые кинестезии не дают возможности правильно повторить услышанный звук и поэтому в речи одни звуки замещаются другими. Это ведет к литеральным парафазиям в устной речи, а в письменной к литеральным параграфиям по афферентному моторному типу. В клинической картине этих нарушений письма обнаруживаются литеральные параграфии. Наиболее частыми ошибками являются:


  • замена одних звуков другими, близкими по месту происхождения;

  • пропуск согласных при стеченьях;

  • пропуск гласных в словах;

  • нередко встречается и пропуск целых слогов из середины слова.
В психологической картине обнаруживаются нарушения в звене звукоразличения из-за дефектов кинестетической основы письма. При этой форме аграфии нарушаются практически все виды письма, кроме списывания. Особенно грубо нарушается самостоятельное письмо и письмо на слух. Письмо протекает произвольно с обязательным включением проговаривания. Афферентная моторная аграфия протекает в синдроме афферентной моторной афазии, при которой нарушается устная экспрессивная речь по тем же механизмам, дефекты которой негативно влияют на письмо. Письмо становится дезавтоматизрованным процессом. Нарушение письма протекает совместно со снижением понимания написанного, но в этом случае остается более сохранной синтагма и грамматическая организация письменного предложения.

Сенсорные формы аграфии

В случае сенсорных форм аграфий нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (сенсорная аграфия), снижение объема акустического восприятия и нарушения слухо-речевой памяти (акустико-мнестическая аграфия). В этих формах аграфии обнаруживаются и структурные нарушения, но в разных звеньях: в первом случае, в звене звукоразличения, во втором - в звене слухо-речевой памяти и в звене объема восприятия.

Сенсорная аграфия

Звуко-буквенный анализ осуществляется на основе сенсо-моторного механизма акустического восприятия речевых звуков. Правильное восприятие звука возможно лишь при сохранности (или полноценной сформированности у детей фонематического слуха). У бальных с данным нарушением затруднено восприятие и понимание фонем из-за разного их звучания в зависимости от позиционного положения в слове. Поэтому важным является сохранность у взрослых больных (и сформированность у детей) не просто восприятия фонем, но и их позиционных звучаний. нарушение фонематического слуха лежит в основе звукоразличения при сенсорной афазии и аграфии. В клинической картине сенсорной аграфии обнаруживается либо полностью распавшееся письмо либо грубое его нарушение. Может остаться сохранным идиограммное письмо, но и оно не всегда бывает доступным. В случае менее выраженной степени нарушения письмо изобилует литеральными параграфиями, и звуки заменяются по фонематическому признаку: заменой аппозиционных звуков (б/п, г/б, г/х); мягких звуков на твердые и близких гласных (о/у, а/ы). Центральным механизмом сенсорной аграфии является нарушение акустического восприятия речи, фонематического слуха. Центральным дефектом является практический распад всех видов письма и прежде всего письма на слух. В психологической структуре письма нарушается сенсомоторный уровень организации этого процесса в звене звукоразличения, и вторично нарушается лингвистический уровень, все его подуровни - звук, слово, предложение, текст. Сохранным остается психологический уровень организации и реализации письма (намерение, замысел, мотивы.

Контрольные функции за письмом также нарушаются, но не как целенаправленная деятельность, а вторично из-за дефектов фонематического слуха, а также из-за нарушения операций сопоставления звуков и букв.

Сенсорная аграфия протекает в синдроме сенсорной афазии, т.е. в синдроме нарушения устной экспрессивной и импрессивной речи. При сенсорной аграфии нарушаются: письмо на слух, самостоятельное письмо, списывание (оно относительно более сохранно, но нарушается: автоматизированный способ замещается осознанным процессом побуквенного списывания или просто копированием).

Неспецифические формы аграфии

Акустическо-мнестическая аграфия

Эта форма сенсорной аграфии недостаточно исследована. Многие исследователи отрицают наличие этой формы аграфии и афазии.

Акустическо-мнестическая аграфия возникает при поражении второй височной извилины коры левой височной зоны. Этот вид связан с особенностями морфо-физиологического строения этой зоны. При этой форме аграфии нарушается высший уровень в организации письма - уровень письменной речи, а не письма как навыка. В клинической картине этой аграфии - произвольность и осознанность акта письма, замедленность, дизавтоматизированность. У больных появляется субъективное ощущение неумения писать, Хотя нет моторных и сенсорных трудностей, сохранен аналитический подход к письму. Самостоятельное письмо полностью недоступно.

В нейропсихологической картине нарушений эта форма аграфии идет в синдроме акустическо-мнестическая афазии. Т.е. с симптомами нарушений объема акустического восприятия, с замещением симультанного восприятия сукцессивным, с нарушением называния предметов, с дефектами повторения речи и др.

В психологической картине выступает нарушение перцепторных образов и образов-представлений, а также образов символических знаков. Грубо нарушается и акустическое восприятия со стороны сужения его объема при сохранности других видов восприятия, внимания, целенаправленности и организации вербального и общего поведения мотивов к письменной речи.

Сам процесс письма характеризуется осознанностью, произвольностью, замедленностью и особого типа ошибками: а) незаконченность слов при их написании; б) замещении одной части слова другой. Все это протекает на фоне сохранности сенсомоторной организации письма, но с нарушением объема акустического восприятия. Центральным механизмом нарушения по указанию Л,С,Цветковой является нарушение объема восприятия, рассогласование знака и его значения, нарушение образа - представлений. Центральным дефектом является нарушение письменной речи как высшей формы письма.

Существует еще две формы аграфии, в которых письменная речь нарушается как средство выражения мысли и формируются эти аграфии при нарушении самых высших уровней в организации письменной речи .

1. Динамическая аграфия. Центральным механизмом является нарушение внутренней речи, общей и вербальной предикативности. Эти механизмы ведет к нарушению активности создания структуры, фразы, ее динамики, их взаимодействия в структуре текста. Нарушение письменной речи в этом случае выступает как часть синдрома общепсихологической двигательной и интеллектуальной инактивности, инактивности личности в целом - психологической деятельности.

Центральным дефектом является нарушение актуализации и построения структуры фразы, нарушение порядка управления согласованием слов внутри фразы и фраз внутри текста.

2. Семантическая аграфия. При этой форме аграфии нарушается высокий уровень организации письма: здесь возникают трудности употребления определенных сложных логико-грамматических конструкций (употребление предлогов, сравнительных конструкций, конструкций сложно подчиненных предложений).

Динамическая и семантическая формы аграфии, идущие в синдроме соответствующих форм афазии, не имею отношения к нарушению сенсомоторных или моторных механизмов письма.

Клиника аграфии выходит за пределы нарушения письма, связанных только с речевыми расстройствами. Аграфия распространяется на затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария и входит в синдром уже не речевых расстройств, а оптических, оптико-мнестичских или пространственных нарушений.

Оптико-пространственная аграфия. Неречевые формы аграфии связаны с дефектом процесса восприятия разной модальности, зрительно-пространственного и зрительного. В клинике мозговых поражений эти виды аграфии протекают в синдроме различных форм агнозии. В основе этой формы аграфии лежит распад оптических оптико-пространственных схем букв. Оптические аграфии рассматриваются в синдроме гностических расстройств.

Наиболее часто в клинике оптических аграфии встречаются три типа нарушения письма: оптическая, оптико-пространственная, оптико-мнестическая. Четвертый тип - апракто-гностический - встречается редко. Сущность всех оптических аграфий в том, что графема нарушается в этом случае не как речевая единица, а как зрительный и зрительно-пространственный ее образ. Во всех формах оптических аграфий нарушается сложный процесс перешифровки звука в букву.

Поражение нижне-теменных отделов ведет к нарушениям актуализации зрительно-пространнственного образа и графемы - это и является центральным механизмом нарушения при оптико-пространственной аграфии. В этих случаях графический образ звука - графема сохраняется, но нарушается восприятие и актуализация пространственного расположения элементов буквы. особенные трудности испытываются при написании букв, имеющих четкую пространственную ориентацию (и-п, б-д) - это и является центральным дефектом при этой форме аграфии.

В клиническую картину выступает литеральные пространственные параграфии, поиски нужной буквы, либо осознанные поиски пространственного расположение нужного элемента в букве.

Оптическая аграфия. При этом виде аграфии теряется обобщенный оптический образ буквы, обозначающих конкретный звук: графема в этом случае перестает выполнять функцию обозначения определенного звука. Центральным механизмом оптической аграфии является нарушение константности и обобщенности буквы. Центральным дефектом является нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замены одних букв другими, близкими по оптическому образу и конструкции (а-о, ш-и, х-с). В клинической картине обнаруживаются поиски нужной буквы, ошибки по типу замены одной буквы другой, сходной по рисунку, замедленность и произвольность письма.

В психологической картине нарушения для этой формы аграфии является характерным с одной стороны размытость образа буквы, дефекты вычленения ее существенных компонентов - микрознаков (и-й, н-п), а с другой - распад обобщенного образа буквы и замены его конкретным единичным и присущем только данному субъекту. Из-за дефекта обобщенности образа буквы эти больные испытывают трудности перехода от одного вида буквы к другой внутри одной графемы. При этой форме аграфии не редко остается более сохранным письмо каким-либо видом шрифта - рукописным либо печатным, с трудностями перехода от одного шрифта к другому. Этот вид аграфии идет в синдроме оптической предметной агнозии, акалькулии и алексии.

Оптико-мнестическая аграфия. В данной форме аграфии графический образ буквы и ее пространственное положение сохраняются, но исчезает ее значение. Часто обозначают правильно выделенные звуки несоответствующими буквами. Это нарушение имеет прямое отношение к патологии речевой организации оптического гнозиса. Эта форма аграфии находится на стыке речевых и оптических процессов и часто идет в синдроме амнестической афазии. В этом виде аграфии обнаруживается рассогласование речевых и перцепторных процессов в основе чего, как указано у Л.С.Цветковой, лежит нарушение межанализаторной связи, речедвигательного и зрительного анализатора. Она не редко протекает в синдроме амнестической афазии, при которой также нарушается называние, но не буквенных знаков, а предметов.

Апракто-агностическая форма оптической аграфии. При данной форме аграфии графема не нарушается, а нарушается лишь ее начертание, написание и происходит это из-за нарушения оптико-моторных связей. При письме букв у таких больных искажается лишь само начертание буквы, графема же остается сохранной.

Дисграфии как парциальные нарушения письма

В рамках данной работы рассматривается парциальное нарушение письма - дисграфия вне синдромов различных форм афазии и агнозий.

Причины внимания к данному нарушению письма подробно были рассмотрены в введении и, на мой взгляд, определяют в полной мере актуальность рассмотрения дисграфических нарушений.

Дисграфия - от греч. dis - приставка, означающая расстройство, grapho - пишу. Рассматривается в качестве симптома при алалии , при разных форм афазий, или при недоразвитии речи.

Симптоматика дисграфий проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:


  • искажения и замены букв;

  • искажение звукослоговой структуры слова;

  • нарушение слитности написания отдельных слов в предложении;

  • аграмматизмы на письме.
Многие авторы (Корнев А.Н., Исаев Д.Н.) определяют дисграфию как состояние, при котором у детей, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонематическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении. Систематика дисграфий разработана недостаточно и представлена преимущественно педагогическими ее вариантами (15).

Классифицируя специфические ошибки некоторые авторы выделяют 3 группы данных ошибок:


    • ошибки на уровне буквы и слога;

    • ошибки на уровне слова;

    • ошибки на уровне предложения (словосочетания);
Ошибки на уровне буквы и слога

Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок.

1. Первый тип выделяемый внутри данной группы - ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа.

Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте . Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например “снки” - санки, “кичат” - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.

Пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:

а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: “ста(л) лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно”. В последнем случае по нормам орфоэпии произносится “живуд дружно”, т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;

б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, и т.д. Предположительно, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан - чунал”, плюшевого - “плюшегово”, ковром - “корвом”, на лугах - “нагалух” и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он - “но”, от школы - “то школы”, из берегов - “зи берегов”. В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - “зиам”, дети - “деит”. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор - “довр”, стёр - “сёрт, брат - “барт” и т.д.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): “шекола”, “девочика”, “душиный”, “ноябарь”, “дружено”, “Александар”. Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: “вставленной” оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова, например: “дуружно”, “в лесоко”, “на речуку”. В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: “гулямем”, “сахахрный” и др. Подобная “вставка” есть, по нашему мнению, отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразились одновременно и не замеченная ребенком ошибка, и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, сахахрный, деверь. Диктуемое слово звучит доли сукунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.

2. Ошибки фонематического восприятия - это второй тип ошибок на уровне слова и буквы.

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживается смешение букв, но не замена, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:


  • нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;

  • нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиелизованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.

3. Смешение букв по кинетическому сходству - третья разновидность ошибок.

Эта группа была особо выделена у Садовниковой И.Н. наряду с группой оптически сходных букв славянской графики (их сходство особенно усиливается в условиях скорописи).

К группе букв рукописного шрифта, имеющих оптическое сходство, относятся замены: с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д.

Смешения в письме букв по кинетическому сходству- о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, н-ю, иш, л-я, а-д.

В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок, вероятно, далее не дифференцирует тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передает количество однородных элементов (л - м, и - ш), либо ошибочно выбрает последующий элемент (у - и, б - д ).

По-видимому, решающую роль играет тождество графо-моторных движений “на старте” каждой из смешиваемых букв.

Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно- мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png