Предложения в план мероприятий по проведению Года Экологии

Наименование общеобразовательной организации _МОУ «КСОШ №55»_____________

сентябрь

школа

8-11 классы

Кл.руководители

Классные часы «Сохраним природу»

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; учить видеть и понимать красоту живой природы; учить основам экологических знаний.

Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде; развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; р азвивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства .

сентябрь

школа

5-11 классы

Кл.руководители

Участие в акции «Посади свой лес»

Сентябрь, апрель

Территория Красково

8-11 классы

Кл.руководители

Выставка книг «Всемирный день защиты животных»

октябрь

библиотека

Зав.библиотекой Давыдова В.П.

Экологическая игра «Путешествие в Экоцарство – природное государство»:

октябрь

школа

1-4 классы

Уч.нач.классов

Проект «Зимний сад» -озеленение школьных помещений

октябрь

школа

Уч-ся 5-10 классов

Зав.кабинетами, кл.руководители

Конкурс экологического плаката «Планете жить!»

ноябрь

школа

5-11 классы

Уч.биологии Ермакова А.М., кл.руководители

Конкурс рисунков «Прогулки в природоград»

ноябрь

школа

1-4 классы

Юркова В.А.

Фотоконкурс «Мой домашний питомец»

декабрь

школа

2-4 классы

Кл.руководители

Конкурс «Знатоки природы»

декабрь

школа

5-6 классы

Ермакова А.М., кл.руководители

Природоохранные акции «Пернатые друзья»,«Птичья столовая»

Ноябрь-март

Школьный парк

3-4 классы

Учителя начальных классов

Познавательно-игровая программа «Зелёные сказки: экология для малышей»

январь

школа

1.2 классы

Уч.нач. классов

«Охрана природы - охрана здоровья» классные часы

февраль

школа

1-11 класса

Кл.руководители

Операция «Скворечник»

март

Территория Красково

1-10 классы

Ермакова А.М.

Конкурс кроссвордов. ребусов, посвященных Дню птиц

март

школа

5-7 классы

Морозова С.В.

Всероссийский урок «Хранители воды»

апрель

школа

2-8 классы

Ермакова А.М., Квятковская С.М., Нагимова М.Х.

«День Земли». Видеолекторий

Апрель

школа

5-8 кдассы

Ермакова А.М., Квятковская С.М.

Операция «Чистый двор»

Март - апрель

Школьная территория

6-11 классы

Классные руководители

Проект «Цветочный калейдоскоп» Оформление школьных цветников

Май-июнь

Школьный парк

Трудовая бригада

Ермакова А.М

Фомина Т.А

Экскурсии и посещение музеев: Зоологический музей, Дарвиновский музей. Приокско-Террасный заповедник

В теч.года

В теч.года

май

3-5 классы

6-8 классы

8-9 классы

Кл.руководители

Ответственный за экологическое воспитание

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Экологическое ассорти»

Боровцова А. В.

Данное мероприятие проводиться среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.

Форма организации работы учащихся : групповая.

Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;

Развивать коммуникативные умения;

Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная : раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

Формируемые УУД:

Личностные УУД : - смыслообразование, - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.

Регулятивные УУД : - принятие и сохранение задачи, - умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях, - адекватное восприятие и понимание оценки, - выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД : - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,- умение контролировать действия партнера, - умение формулировать и задавать вопросы.

Познавательные УУД:- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.

Оборудование: компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», видиоролик об экологии», физическая карта России, физическая карта мира, на доске «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса

Предварительная подготовка:

  • сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
  • нарисовать природоохранные знаки;
  • по списку собрать природный и бросовый материал.

План мероприятия:

  1. Организационный момент -2 мин.
  2. Основная часть:
  • Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
  • Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
  • Станция «Биосфера» - 5 мин.,
  • Станция «Красная книга» - 5 мин.,
  • Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
  • Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
  1. Подведение итогов- 5 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент Командызанимают свои места, представляются.

Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры Слайд 1-2.

Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя?Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)

  1. Основная часть (2 минуты).

Слайд 3. Фоторяд . Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.

Слайд 4.Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)

Ребята, скажите, о чем этот видеоролик?

О чем мы будем сегодня говорить?

Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.

Наш сегодняшний классный час необычный, мы отправляемся с вами в экологический патруль.

Слайд 5. Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданияи, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.

Слайд 6-15. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»

Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.

Вопросы:

  1. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды? (лишайники).
  2. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
  3. Какие компоненты загрязняют атмосферу?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
  4. Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
  5. Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
  6. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?

(1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).

  1. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
  2. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
  3. Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).

Слайд 16. Остановка «Экологическая ситуация»

Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией (приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.

Слайд 17. Остановка «Биосфера» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками (приложение 2) . Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.

Ребята, скажите, почему эта остановка так названа? Действительно биосфера - это оболочка, в которой взаимодействуют все компоненты живой и неживой природы: вода, почва, воздух, животные, растения и человек.

Слайд 18-20. Остановка «Красная книга»

Ученик :

Охраняется Красной книгой

Сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в красную книгу Флтайского края. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, получаете еще один дополнительный балл.

  1. Ребята, какова роль красной книги?

Ученик.

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит,

Люблю мой край! Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ученик.

Когда-то собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты

Много животных там стало водится

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди, владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне

Вы берегите эту святыню.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик.

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?

Все яснее понимаю: быть беде!

На земле уже природы не осталось,

И живем мы в окружающей среде.

Ученик.

Все сильнее ощущаю боль утраты,

Худо с флорою и с фауной разлад.

А в салатах говорят одни нитраты,

И нитраты в каждой рыбине сидят.

Ученик.

Все тревожней на планете год от году!

И понятно даже- даже комару:

Или будет мы беречь свою природу,

Или вылетим в озонную дыру!

Ученик.

Люди, люди, что же вы сделали с планетой?

Сами сбились вы с нахоженных путей

Ведь другой такой на свете нет,

Да и нет у природы запчастей!

Ученик.

Я не хочу такого мира

Где все так серо и уныло…

Ученик.

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ученик.

Моя планета-человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком

Где сточная канава океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет, ни аисту, ни льву,

Где травы стонут: «Больше не могу».

Ученик.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой!

И шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза.

И тихо просят родники

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус-шар земной

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

  1. Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Что вам сегодня больше всего запомнилось?
  3. Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?

Слайд 27. Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)

Спасибо! Всего вам самого доброго!

Литература:

  1. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
  2. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).
  3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Волгоград: учитель, 2007.-139с.
  4. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
  5. Интернет-ресурсы.
  6. Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)

Приложение 1.

Ситуация №1

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание . Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

Ситуация 2.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

Ответ . Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел .

Ситуация 3.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание . Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Ответ.

Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей

Приложение 2 .

Рассказ с ошибками

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Правила:

  • не включать громкую музыку;
  • не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как

разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,

нарушается сообщество насекомые - грибы - деревья;

  • для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  • не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается

микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и

металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  • костер после прогорания следует забросать землей или залить

водой до полного прекращения горения;

  • не трогать яйца птиц - птица может покинуть гнездо;
  • не брать зверят и птенцов из леса в город - если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  • не втыкать в муравейник палочки- нарушаются взаимоотношения

в этом сложном сообществе;

  • не прятаться во время грозы под одиноким деревом - в него может

попасть молния!

  • никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  • луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных

цветов недолговечна.

Приложение 3.

Лебедь малый

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

Берегите природу!

Разработка внеклассного мероприятия

экологической направленности

Монастырная Елена Евгеньевна
учитель начальных классов

1 квалификационной категории
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»

ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

с. Лемпино
2015 г.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.

Задачи:

Формировать культуру поведения в природе

Развивать представления об окружающем мире

Развивать познавательные возможности детей

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье

Учить детей быть ответственными за свои поступки

Планируемые достижения учащихся:

Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

Учиться защищать природные ресурсы.

Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Материалы и оборудование:

экран, проектор, ноутбук, презентация, фонограмма (голоса птиц), накидка, обшитая фантиками, бумагой, целлофаном (для выступления ученицы), состав жюри, грамоты и призы для награждения.

Форма проведения: конкурсно-игровая программа.

Место проведения : малокомплектная начальная школа.

Возрастной состав учащихся: 7-10 лет

Анализ итогов мероприятия.

В ходе внеклассного мероприятия были реализованы поставленные цели и задачи. Занятие соответствует ФГОС, где учащиеся добывают новые знания, основываясь на свой личный опыт. Находят основание для классификации, синтеза, сравнения, делают выводы.

Ход мероприятия.

    Организационный момент. 1 слайд

Учитель: Ребята, я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

    Сообщение целей и задач мероприятия 2 слайд

- Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

    Вступительное слово.

1 ученица:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2 ученик:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

    Подготовка детей к восприятию материала.

Учитель:

Иногда слышишь: человек - царь природы.

Но кто поставил человека над природой? Сам человек?

А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.

Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

3 ученик:

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как - мы, такая же - живая!

5.Знакомство с новым понятием. 3 слайд

Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)

Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология . Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос» - дом, и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля.

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

4 ученица:

Экология :

Вы обо мне?

А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья.

Я – Экология.

Учитель:

Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.

По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.

6. Эмоциональный настрой перед встречей с объектом познания.

Учитель:

Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.

Как можно использовать эти предметы повторно? (Снимают с Экологии накидку).

Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

Экология:

Спасибо, ребята. Пойдемте со мной! 4 слайд

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! 5 слайд

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! 6 слайд

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи! 7 слайд

Экология:

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их. Приводит примеры: странствующий голубь, бескрылая гагарка.

Сообщение 5 ученика: 8 слайд

Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя . Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

Сообщение 6 ученика: 9 слайд

Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» - безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

Учитель:

Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

7. КВН "Берегите природу". 10 слайд

Учитель:

А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием "Берегите природу». Разделимся на 2 команды.

    Представление команд:

1 команда - "Грибочки"

Девиз:

Лес зеленый охраняй - никого не обижай.

Приветствие:

Мы соперников своих на бой вызываем,

И сразиться с вами очень мы желаем!

Но победу уступать нам не подобает,

Ну, а в этом дружба помогает.

2 команда - "Дождик"

Девиз:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Приветствие:

Наш отряд сегодня в сборе весь

И защитим свою мы честь.

Сыграть готовы в КВН,

Поднять тяжелый груз проблем

И даже очень не простых экологических проблем.

    Конкурс – «Разминка»

На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.

Четвертый «лишний»

- ландыш, ромашка, гриб, подснежник (гриб) 11 слайд

- лиса, филин, кабан, лось ( филин) 12 слайд

- грибы съедобные и мухомор (мухомор) 13 слайд

- земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные) 14 слайд

    Прочитай названия животных из представленных букв.

Первая команда - (банка-кабан, багаж-жаба) 15 слайд

Вторая команда - (коса-оса, кино-кони) 16 слайд

    Конкурс - Экологический.

Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет) 17-18 слайды

Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки) 19 слайд

Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши) 20 слайд

Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? 21-23 слайды

    Конкурс «Узнай растение». 24 слайд

1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.) 25 слайд

2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? 26 слайд

3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 27 слайд

4) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка). 28 слайд

5) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник). 29 слайд

6) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). 30 слайд

«Музыкальная пауза» 31 слайд

Заранее подготовленная группа детей поёт частушки.

1. Лес зеленый охраняй, никого не обижай.

Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы.

2. По лесочку мы пойдем мусор вместе уберем.

Пусть щебечут соловьи от зари и до зари.

3. Сохраним моря и воздух, недра, лес и тишину.

Чтобы были труд и отдых, как бывало в старину.

4. Я прекрасный видел сон, не забудется мне он.

Вот он глобус - шар земной, такой чистый и родной.

5. Чтобы ели - не болели, пили воду, не боясь.

Нужно, чтоб нигде не смели портить воду отродясь.

6. Лес рубить я прекращаю, деревьев новых насажу.

Пусть цветут и плодоносят, на радость людям и Земле.

    Конкурс «Узнай животных». 32 слайд

1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)

3. У кого на сучке кладовая? (У белки)

4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

5. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)

6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

    Загадки.

Учитель: Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц. 33 -34 слайды

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто... (синица).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает... (ворона).

Учитель:

Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

    Блиц – турнир. Команды выбирают правильный ответ по очереди. 35 слайд

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуемся на него и пойдём дальше.

б) осторожно срежем и поставим в вазу.

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормим птенца

б) позовём ребят, чтобы они тоже посмотрели

в) будем наблюдать издали

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдёте ли вы с ними?

а) пойдём, но будем собирать очень осторожно;

б) расспросим об этом учительницу;

в) не пойдём

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжил поход?

а) взяли бы с собой, чтобы выбросить в мусорный ящик.

б) отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.

в) закопали бы в землю.

8. Подведение итогов. Награждение. 36 слайд

9.Заключительная часть.

Учитель:

Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее, и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, селе, всегда был порядок. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Чтение учителем стихотворения Я. Акима «Планета – сад». Тихо звучит песня о родине.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь -

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут –

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

12. Рефлексия. 37 слайд

Учитель:

    Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?

    Чем для вас будет полезен наш новый материал?

    Что больше всего вам запомнилось?

Список используемой литературы:

    Астанин Л. П. Охрана природы. /Л. П. Астанин. - М.: «Колос», 2000 г.

    Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.

    Внеклассные мероприятия: 4класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

    Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

    Цифровые образовательные ресурсы:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом.

Задачи:

Формировать культуру поведения в природе

Развивать представления об окружающем мире

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе

Рационально относиться к компонентам неживой природы

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье

Учить детей быть ответственными за свои поступки

Материалы и оборудование:

Красная книга

Картинки с изображениями животных и растений

Папки с заданиями по цветам, ватман, фломастеры, клей

Сообщения уч-ся.

Компьютер

Мультимедиа

Презентация

Форма проведения: внеклассное мероприятие проводится в игровой форме

Место проведения : внеклассное мероприятие проводится в школе, в 4 классе

Практическая реализация:

К концу занятия учащиеся создают свою Красную книгу.

Анализ итогов мероприятия.

В ходе внеклассного занятия были реализованы поставленные цели и задачи. Занятие соответствует ФГОС, где учащиеся добывают новые знания, основываясь на свой личный опыт. Находят основание для классификации, синтеза, сравнения, делают выводы. Работают в группе: используя знания по теме при составлении Красной книги

Аннотация:

Данная презентация поможет учителю начальных классов в проведении мероприятия, цель которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к родной природе. Материал данной презентации познакомит детей с правилами поведения в природе. Данную презентацию можно использовать на любом уровне в начальной школе.

Литература:

    Красная книга глазами детей

    Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.

Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.

    Внеклассные мероприятия: 4класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

Ход мероприятия

    Вступление.

Итак, мы начинаем наше внеклассное мероприятие «Берегите природу»

1. Стихи (ученики 4 Б класса) (СЛАЙД 1)

1) Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

2) На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На дороге тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

3) Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

2. Песня учащихся 4б класса (СЛАЙД 2 )

II . Организационный момент (СЛАЙД 3-12)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живешь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом. (Л. Дайнеко)

(СЛАЙД 12-16)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство растений. Вас ждут интересные вопросы и загадки.

Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Кто подарил ей зеленый наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На Крайнем Севере и в жаркой пустыне, высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

А сейчас мы поиграем. Первый конкурс « Узнай растения» (СЛАЙД 17 )

III . Викторины о растениях и животных.

1. Конкурс «Узнай растение».

1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.)

2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

4) Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной? (Смородина).

5) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка).

6) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник).

7) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

8) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

9) У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

10) Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Загадки.

1) Прямо в небо рвутся ввысь,

Ты внимательно всмотрись.

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)

2) Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь)

3) Ветки над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива)

4) Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто – то дерево узнал? (Липа)

5) Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина)

2. Конкурс «Узнай животных». (СЛАЙД 18)

1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)

3. У кого на сучке кладовая? (У белки)

4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

5. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)

6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

Загадки.

    Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

    Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

    Над рекою он в полете,

Этот чудо-самолетик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза)

    Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

I V. Выступление учителя (о Красной книги Чувашии).(СЛАЙД 19-30)

Что такое красная книга?

А почему она красная?(ЧТЕНИЕ ПО СЛАЙДАМ )

-Вот русская выхухоль нигде не сохранилась, только у нас она есть на берегах Суры.

V . Работа в группах

А теперь давайте попробуем изготовить 1 страничку Красной книги. Каждая группа берет свой пакет. Вспомните, какие сообщения нужны в Красной книге. (работа в группах)

VI . Защита работ каждой группы

V . Выступление чтецов. (СЛАЙД 31 )

И вдруг вздохнул он как живой;

И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!»

Грустит глубокая река, свои теряя берега,

Остановил олень свой бег,

Будь человеком, человек! В тебя мы верим - не солги:

«Ты сбереги нас, сбереги!»

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»

Делаем выводы:

Только мы можем помочь природе и предотвратить экологическую катастрофу,

Только мы можем спасти вымирающих животных и растения,

Только мы можем сделать наш воздух чистым,

Только мы можем остановит безжалостную вырубку лесов и загрязнение водных просторов,

Только мы можем прекратить бесконечные войны на нашей планете,

Только мы своими добрыми делами можем спасти природу от гибели,

Ведь только мы - хозяева родной земли, и от нас зависит её жизнь!

Итак, понравилось сегодняшнее мероприятие.

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет
  • – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет
  • – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

    Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

    1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
    2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
    3. Ребята огородили муравейник. (с)
    4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
    5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
    6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
    7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
    8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
    9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
    10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
    11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
    12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
    13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
    14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
    15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
    16. Дети вешают кормушку. (с)
    17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
    18. Мальчики рассматривают жука. (к)
    19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
    20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
    21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
    22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
    23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
    24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
    25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
    26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
    27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
    28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
    29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
    30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
    31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
    32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
    33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
    34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
    35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
    36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
    37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
    38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
    39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
    40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

    8. «Экологическое лото»

    Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

    Заключение

    «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

    «Берегите Землю!
    Берегите жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю, берегите!

    Берегите чудо песен, городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Откровение Земли и неба –
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите молодые всходы
    На зелёном празднике природы,
    Небо в звёздах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, -
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю, берегите!»
    М. Дудин

    «Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!»
    Е. Евтушенко

    Несколько добрых советов:

    • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
    • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
    • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
    • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
    • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
    • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
    • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
    • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

    Использованная литература

    1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
    2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.
    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png