Подводные лодки типа «Щука». Вряд ли найдется хотя бы один человек, интересующийся отечественным военно-морским флотом, который не слышал бы об этих кораблях. «Щуки» были самым многочисленным типом подводных лодок довоенного ВМФ СССР, а всего их было построено 86 единиц. Поскольку значительное их количество с началом войны находилось на Тихом океане, а ряд подводных лодок вошел в строй после войны, в боях Великой Отечественной смогли принять участие только 44 лодки этого типа. По последним данным, в период 1941-1945 гг. подводники, воевавшие на «Щуках», записали на свой счет 27 транспортов и танкеров общим водоизмещением 79 855 брутто-регистровых тонн (сюда не включены пароходы «Вильпас» и «Рейнбек», уничтоженные лодками типа «Щ» во время советско-финской войны), а также 20 транспортов и шхун нейтральных государств, имевших общее водоизмещение порядка 6500 брт.

Но из 44 подводных лодок типа «Щ», вступивших в битву с врагом, мы потеряли 31.


Как ни грустно констатировать это, но в последние годы среди множества любителей военно-морского флота укоренился некий "взгляд свысока" на действия советских подводников в годы Второй мировой войны. Мол, тоннажа отправили на дно всего ничего, что особенно заметно на фоне головокружительных успехов германских "U-ботов" в битве за Атлантику, а потери при этом понесли чудовищные. Попробуем разобраться, почему так получилось, на примере балтийских "щук".

История создания лодок этого типа берет свое начало в 1928 году, когда под руководством Б.М. Малинина специалисты НК и Балтийского завода приступили к эскизному проектированию подводной лодки «для несения позиционной службы на закрытых театрах». В те годы некогда могучий российский флот сократился едва ли не до номинальных величин, даже наши способности защитить Севастополь или Финский залив на Балтике оказались под большим вопросом. Стране нужны были новые корабли, но средств практически не было, отчего приоритет вынужденно отдавался легким силам.

В годы Первой мировой войны подводные лодки продемонстрировали свою боевую мощь. Никакая, сколь угодно мощная эскадра не могла чувствовать себя в безопасности в районе, где оперировали подводные лодки, и в то же время последние оставались сравнительно недорогим средством морской войны. Поэтому неудивительно, что ВМС РККА обратили на подводный флот самое пристальное внимание. И нужно понимать, что «Щуки», в общем-то, создавались не кораблями борьбы на коммуникациях противника, а средством обороны собственных берегов – предполагалось, что лодки этого типа смогут проявить себя как подводный компонент минно-артиллерийских позиций. А это повлекло за собой, к примеру, то, что большая дальность хода для кораблей этого типа не считалась ключевой характеристикой.

Своеобразная концепция применения дополнялась желанием создать максимально простую и дешевую субмарину. Это было понятно – возможности советской промышленности и финансирование военно-морских сил СССР в конце 20-х годов оставляли желать много лучшего. Положение осложняло и то, что отечественная школа подводного кораблестроения царских времен, увы, оказалась весьма далекой от мирового уровня. Наиболее многочисленные подводные лодки типа «Барс» (однокорпусные, безотсечные) оказались весьма неудачными кораблями. На фоне достижений воевавших на Балтике британских подводных лодок типа «Е», успехи отечественных подводников в годы Первой мировой войны выглядели чрезвычайно скромно. Во многом это вина низких боевых и эксплуатационных качеств отечественных лодок.

Однако же в годы Гражданской войны Королевский флот потерял в наших водах одну из новейших своих субмарин – L-55. Лодки этого типа строились как развитие предыдущего, чрезвычайно удачного типа Е (так хорошо зарекомендовавшего себя в борьбе с кайзерлихмарине), причем значительная их часть вошла в строй уже после Первой мировой войны. Впоследствии L-55 была поднята и даже введена в состав ВМС РККА – разумеется, было бы глупо не воспользоваться возможностью воплотить передовой иностранный опыт на новейшей лодке СССР.

Британские лодки типа "L"

В результате «Щука», как и L-55, стала полуторакорпусной лодкой, имевшей булевые цистерны балласта, но, конечно же, отечественные лодки не были «кальками» с английского подводного корабля. Однако большой перерыв в проектировании и создании военных кораблей (и подводных лодок в частности) вместе со стремлением максимально удешевить корабль не могло позитивно сказаться на боевых качествах первых советских средних субмарин.

Первые четыре «Щуки» (III серия) оказались перегруженными, их скорость была ниже проектной из-за неверно подобранных винтов и не слишком удачной формы корпуса, на глубине 40-50 м горизонтальные рули заклинивало, время осушения цистерн составляло совершенно неприемлемые 20 минут. Для того чтобы переключиться с экономического на полный подводный ход требовалось 10 минут. Подводные лодки данного типа отличала стесненность внутреннего расположения (даже по меркам подплава), механизмы оказались чрезмерно шумными. Обслуживание механизмов было чрезвычайно затруднено – так, для того чтобы осмотреть некоторые из них, нужно было потратить несколько часов на разборку других механизмов, препятствующих осмотру. Дизели оказались капризными и не выдавали полной мощности. Но даже если бы и выдали, полного хода все равно развивать было нельзя из-за того, что при мощности, близкой к максимальной, возникали опасные колебания валов – этот недостаток, увы, не удалось искоренить и на более поздних сериях «Щук». Несоответствие мощностей электромоторов и аккумуляторной батареи приводило к тому, что на полном ходу последняя нагревалась до 50 град. Недостаток пресной воды для доливки аккумуляторов ограничивал автономность «Щук» 8 сутками против положенных по проекту двадцати, а опреснителей не имелось.

Серии V и V-бис (построено 12 и 13 подводных лодок соответственно) стали «работой над ошибками», но было ясно, что флоту нужен другой, более совершенный тип средней подводной лодки. Надо сказать, что еще в 1932 г (причем не исключено, что еще до испытаний головной «Щуки» III-ей серии) была начата разработка проекта «Щуки Б», которая должна была обладать значительно более высокими ТТХ, нежели предполагались при проектировании типа "Щ".

Так, скорость полного хода «Щуки Б» должна была составить 17 или даже 18 уз (надводный) и 10-11 уз (подводный) против 14 и 8,5 уз «Щуки» соответственно. Вместо двух 45-мм полуавтоматов 21-К «Щука Б» должна была получить две 76,2-мм пушки (позднее остановились на 100-мм и 45-мм), при этом количество запасных торпед увеличивалось с 4 до 6, возрастала также и дальность хода. Автономность следовало довести до 30 суток. При этом между «Щукой Б» и старой «Щукой» сохранялась большая преемственность, так как новая лодка должна была получить главные механизмы и часть систем «Щуки» в неизменном виде. Так, например, двигатели оставались теми же, но для достижения большей мощности новая лодка делалась трехвальной.

Оперативно-тактическое задание на новую лодку было утверждено Начальником морских сил еще 6 января 1932 г., а чуть более, чем через год (25 января 1933 г) ее проект, дошедший до стадии рабочих чертежей, утвердил Реввоенсовет. Но все же, в конечном итоге, решено было пойти другим путем – продолжать совершенствовать освоенную промышленностью «Щуку» и одновременно получить проект новой средней лодки за границей (в итоге именно так появилась подводная лодка типа «С»)

Многие недостатки лодок типа «Щ» удалось устранить в серии V-бис-2 (14 лодок), которые можно считать первыми полноценными боевыми кораблями серии. В то же время выявленные проблемы (там, где это было возможно) устранялись и на лодках ранних серий, что улучшило их боевые качества. Вслед за V-бис-2 было построено 32 подводных лодки серии Х и 11 – серии Х-бис, но они не имели каких-либо принципиальных отличий от кораблей проекта V-бис-2. Разве что лодки серии Х отличались особой, легко узнаваемой и, как ее тогда называли, «лимузинной» формой надстройки – предполагалось, что она снизит сопротивление корабля при движении под водой.

Но эти расчеты не оправдались, а надстройка вышла не слишком удобной в эксплуатации, поэтому в серии Х-бис кораблестроители вернулись к более традиционным формам.

В целом же можно констатировать следующее: подводные лодки типа «Щ» никак нельзя назвать большим успехом отечественного кораблестроения. Они не в полной мере соответствовали проектным ТТХ, а ведь даже и «бумажные» характеристики уже в 1932 г не считались достаточными. К началу Второй мировой войны лодки типа «Щ» очевидно устарели. Но в то же время ни в каком случае нельзя недооценивать той роли, которую сыграли подводные лодки этого типа в становлении отечественного подводного флота. В день закладки первых трех «Щук» III серии присутствовавший при этом событии, наморси Р.А. Муклевич сказал:

«Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даст возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства».

И это, вне всякого сомнения, было абсолютно справедливо, а кроме того, большая серия первых отечественных средних подводных лодок стала настоящей «кузницей кадров» - школой для многих и многих подводников.

Таким образом, к Великой Отечественной войне мы располагали, пускай далеко не самыми лучшими в мире и уже устаревшими, но все еще боеспособными и достаточно грозными кораблями, которые, в теории, могли пустить врагу большую кровь. Тем не менее, этого не произошло – тоннаж потопленных «щуками» вражеских судов относительно невелик, а соотношение успехов и потерь вгоняет в тоску – в сущности, за одно уничтоженное «щуками» вражеское судно мы платили одной подводной лодкой этого типа. Почему же так вышло?

Поскольку сегодня мы пишем именно о балтийских подводниках, рассмотрим причины относительного неуспеха «щук» применительно к данному театру, хотя часть из нижеизложенных причин, разумеется, относится и к подводным силам других наших флотов. Итак, первая из них, это взрывной рост ВМС РККА в середине-конце 30-х годов, когда на небольшие до того военно-морские силы буквально обрушился поток из десятков боевых кораблей, во многом принципиально отличающихся от техники времен Первой мировой войны, которой, по большей части, был вооружен наш флот. Никакого запаса высококвалифицированных морских офицеров в стране не существовало, быстро подготовить их, конечно же, было невозможно, так что приходилось повышать тех, кто еще не успел освоиться в предыдущей должности. Иными словами, ВМС РККА переживали ту же болезнь роста, что и сама РККА, только флот страдал от нее еще сильнее, потому что боевой корабль – это даже не танк, а куда более сложная и специфичная техника, эффективная эксплуатация которой требует скоординированных усилий множества высококвалифицированных офицеров и матросов.

Вторая причина заключается в том, что Балтийский флот оказался в ситуации, которую нельзя было прогнозировать, и на которую никто не рассчитывал до войны. Его основной задачей считалась оборона Финского залива, по образцу и подобию того, как это делал Российский Императорский флот в Первую мировую войну. Но кто мог предположить, что уже в самом начале войны оба берега Финского окажутся захвачены вражескими войсками? Разумеется, немцы и финны немедленно закупорили выход из Финского залива минами, авиацией и легкими силами. По некоторым данным, вражеские минные заграждения уже в 1942 г насчитывали свыше 20 тыс. мин и минных защитников, это колоссальнейшая величина. В результате вместо того, чтобы в соответствии с довоенными планами и учениями защищать сильнейшую минно-артиллерийскую позицию (а в Финский залив на протяжении всей Первой мировой не рисковал соваться даже хохзеефлотте, являвшийся на тот момент вторым флотом мира), Балтийский флот должен был прорывать ее, чтобы выйти на оперативный простор.

Третья причина – это, увы, сокращение интенсивной боевой подготовки вскоре после начала Великой Отечественной войны. Но если в том же Порт-Артуре за отсутствие регулярных учений в море мы можем «благодарить» наместника Алексеева и контр-адмирала Витгефта, то возлагать вину за отсутствие должного обучения в период Великой Отечественной войны на командование Балтфлота было бы неправомерно – интересно, где было бы взять необходимые на нее ресурсы в блокадном Ленинграде? А ведь, к примеру, первые балтийские «Щуки» последней и самой совершенной серии Х-бис входили в строй начиная с 7 июня 1941 года….

И, наконец, четвертая причина: в сложившейся ситуации ни у флота, ни у армии, ни у ВВС не было средств, достаточных для обеспечения деятельности подводных лодок. Немцы и финны выстроили эшелонированную противолодочную оборону Балтики, а у запертого в Кронштадте флота с минимумом ресурсов не было никакой возможности ее взломать.

Оценивая действия того или иного рода или вида войск, мы, увы, частенько забываем, что никакие танки, артиллерия, самолеты или боевые корабли не действуют в вакууме. Война – это всегда комплексное взаимодействие разнородных сил, и потому, например, не имеет никакого смысла сравнение успехов советских и германских подводников «в лоб». Вне всякого сомнения, германские моряки получали лучшую подготовку, чем советские, а подводные лодки, которыми воевала Германия, имели куда лучшие ТТХ, чем «Щуки» (собственно говоря, они и проектировались куда позже). Но нужно понимать, что если бы бравые парни из кригсмарин оказались в условиях, в которых пришлось воевать советским подводникам-балтийцам, то феерические миллионы тонн потопленного в Атлантике тоннажа им бы только снились, причем недолго. Потому что условия подводной войны на Балтике к сколько-то продолжительной жизни не располагали.

Первое, и, возможно, самое важное, чего, увы, не имел Балтийский флот – это авиации достаточной силы, способной устанавливать хотя бы временное воздушное господство в водных районах. Речь, разумеется, идет не об авианосцах, но без достаточного количества авиации, способной «работать» над водами Финского залива, вывод тральщиков и кораблей прикрытия для прорыва минных заграждений становился чрезмерно рискованным. Имеющаяся у нас авиация не могла задавить легкие силы финнов и немцев, вольготно действовавшие в Финском. Одновременно с этим, флот не имел возможности вести регулярную воздушную разведку акватории Балтийского моря, и, соответственно, имел самое смутное представление как о транспортных немецких маршрутах, так и о минных заграждениях, их прикрывающих. В сущности, наши подводники вынуждены были идти вслепую на всю мощь германской противолодочной обороны. И к чему это приводило?

Лодка Щ-304 получила приказ патрулировать горло Финского залива, а затем – перейти на позицию в районе Мемель-Виндава. В ночь на 5 ноября 1941 г. командир Щ-304 доложил о прибытии на позицию и больше лодка на связь не выходила. Уже много позже выяснилось, что позиция Щ-304 была назначена на северном участке немецкого минного заграждения «Апольда». И это, увы, не единичный случай.

Вообще, именно мины стали самым страшным врагом наших балтийцев-подводников. И немцы, и финны минировали все, что можно, а что нельзя - в два слоя. Финский залив и выходы из него, возможные маршруты наших подводных лодок вдоль острова Готланд, но не только там - минными полями прикрывались также подходы к своим транспортным маршрутам. И вот результат – из 22 подводных лодок типа «Щ», которыми располагал Балтийский флот (учитываются в том числе и вступившие в строй после начала войны), в ходе боевых действий погибло 16, из них 13 или даже 14 «забрали» мины. Четыре погибших на минах «Щуки» попросту не успели выйти на боевые позиции, то есть ни разу не атаковали врага.

Немецкие подводники, рейдерствуя в океане, неплохо представляли себе маршруты трансатлантических конвоев. Им почти не угрожали мины (кроме, разве что, некоторых участков маршрутов, если таковые проходили около британского побережья), а бывшие авиалайнеры, ставшие самолетами дальней морской разведки «Фокке-Вульф 200», обнаруживали конвои и наводили на них «волчьи стаи».

Немецкие лодки преследовали конвои в надводном положении, пользуясь тем, что скорость транспортов относительно невысока, а когда темнело – сближались и атаковали. Все это было рискованно, и, конечно, немецкие подводники несли потери, но при этом наносили страшные удары судоходству противника. Затем радары и эскортные авианосцы поставили крест на надводных атаках (теперь движущаяся за караваном «волчья стая» могла быть обнаружена задолго до того, как сможет сблизиться с конвоем), а соединенные усилия базовой и палубной авиации поставили крест на рейдах германских тяжелых самолетов в Атлантику. Тогда немцы вынуждены были перейти к действиям «вслепую» - одними подводными лодками против всей системы ПЛО трансатлантических конвоев. Последствия? Феерические успехи ушли в прошлое, и немцы стали платить одной подводной лодкой за каждый потопленный транспорт. Конечно, можно говорить о том, что защита конвоев союзников стала в разы мощнее, чем та охрана балтийского судоходства, которую развернули немцы и финны на Балтике, но следует учитывать, что и немецкие подводники воевали отнюдь не на «Щуках», а на куда более совершенных кораблях. Кроме того, в Атлантическом океане не было множества мелей, мелководных районов и мин.

Да, «Щуки» не были лучшими в мире подводными лодками, а их экипажам не хватало подготовки. Но при всем этом лодки данного типа поступали на вооружение начиная с 1933 года, так что флотом был накоплен немалый опыт их эксплуатации. Трудно утверждать наверняка, но возможно, что при всех вышеназванных проблемах и недостатках из всех наших подводных лодок на начало войны именно «Щуки» были наиболее боеспособны. И люди, служившие на них, готовы были драться с врагом до конца.

Обычно, в канун 9 мая мы вспоминаем героев, чьи действия нанесли врагу тяжелый ущерб, тем или иным способом сорвали его планы, или же обеспечили успешные действия наших войск, или спасли кого-то. Но в этой статье мы рискнем отойти от шаблона. Мы вспомним о первом боевом походе подводной лодки Щ-408. Который, увы, стал для нашей «щуки» последним.

В час ночи 19 мая 1943 г. Щ-408 в сопровождении пяти сторожевых катеров и семи катерных тральщиков вышла в район погружения (Восточный гогландский плес, 180 км к западу от Ленинграда). Дальше лодке предстояло действовать самостоятельно – она должна была форсировать вражеские районы ПЛО и идти на позицию в Норчепингской бухте – это район побережья Швеции, южней Стокгольма.

Что произошло дальше? Увы, мы можем лишь догадываться с той или иной степенью достоверности. Обычно в публикациях указывается, что лодка была атакована самолетом, повредившем ее, а затем по масляному следу на Щ-408 «навелись» легкие силы немцев. Но вероятнее всего (и с учетом немецких и финских данных) события развивались так: спустя два дня, 21 мая, в 13.24 Щ-408 была атакована германским гидросамолетом, обнаружившим ее по масляному следу и сбросившим на Щ-408 две глубинные бомбы. Откуда у Щ-408 взялся масляный след? Возможно, что лодка получила какую-то неисправность, или произошла какая-то поломка, хотя нельзя исключать и того, что немецкий самолет атаковал нечто, совершенно не имевшее отношения к Щ-408. С другой стороны, уже спустя 2 часа с четвертью (15.35) наш лодка была атакована финским самолетом, который также сбросил на нее глубинные бомбы, причем в качестве демаскирующего признака опять же указывается масляный след. Это позволяет предположить наличие какой-то поломки на Щ-408.

Возможно, дело было так. Щ-408 фатально не везло с самого начала боевой службы. Спустя четыре дня после окончания испытаний, 26 сентября 1941 г, лодка столкнулась с сетевым заградителем «Онега», получив при этом повреждения, требующие заводского ремонта. Корабль починили, но 22 июня 1942 г., когда Щ-408 находилась в ковше Адмиралтейского завода, в нее попало два германских снаряда, снова причинивших кораблю тяжелые повреждения. Один отсек оказался затоплен, и Щ-408 уперлась кормой в грунт, имея крен в 21 град. Ее починили вновь, и к октябрю 1943 г. корабль готов был выйти в море, но тут опять тяжелый снаряд разорвался рядом с Щ-408 и осколки пробили прочный корпус… Лодка опять встала в ремонт.


Одна из немногочисленных фотографий Щ-408

Каково было качество этого ремонта? Вспомним, что дело происходило в блокадном Ленинграде. Конечно, в 1943 году самое страшное – блокадная зима 1941-1942 гг. уже была позади. Смертность резко пошла на спад: если в марте 1942 г в городе умерло 100 000 человек, то в мае – уже 50 000 человек, а в июле, когда Щ-408 ремонтировалась в очередной раз – «всего» 25 000 человек.

Вы только на секунду представьте себе, что стоит за этими «оптимистичными» цифрами…

Но вернемся к Щ-408. Измученные, обессилевшие, умирающие от голода рабочие вполне могли допустить какую-то ошибку, а послеремонтные испытания, если они и были, явно проводились на скорую руку и вряд ли по полной программе. Так что вполне вероятно, что при длительном подводном переходе что-то вышло из строя и появилась течь масла, которая и стала причиной обнаружения Щ-408.

Впрочем, это только догадки. Как бы то ни было, но менее чем через час после атаки финского самолета, в 16.20, к месту нахождения лодки подошли три германских быстроходных германских баржи – БДБ-188;189 и 191. Они сбросили на Щ-408 еще 16 глубинных бомб. Повреждений наша «Щука» не получила, но… Дело в том, что после двухдневного перехода аккумуляторные батареи были разряжены, их следовало подзарядить. Сделать это в присутствии неприятельских кораблей и самолетов, естественно, не представлялось возможным, но с пустыми аккумуляторными батареями лодка не могла оторваться от преследовавших ее сил.


Немецкая БДБ

Таким образом, экипаж корабля оказался в патовой ситуации. Щ-408 попыталась скрыться от преследования, но – безуспешно, немцы продолжали поиски лодки и в 21.30 сбросили на нее еще 5 глубинных бомб. Стало ясно, что немцы из района нахождения Щ-408 не уйдут.

Тогда командир Щ-408, Павел Семенович Кузьмин, принял решение: всплыть, и дать артиллерийский бой. Это было смело, но в то же время и разумно – находясь в надводном положении лодка получала возможность использовать радиостанцию и вызвать помощь. В то же время, ночью было больше шансов оторваться от преследующих лодку сил. Поэтому, около двух часов утра ориентировочно (возможно – позже, но не позднее 02.40-02.50) Щ-408 всплыла и вступила в бой с германскими БДБ, а также, по всей видимости, шведским сторожевым катером “VMV-17”.

Силы были далеко не равны. Каждая БДБ вооружалась весьма мощным 75-мм орудием, а также одним-тремя 20-мм автоматами «Эрликон», шведский сторожевой катер – одним «Эрликоном». В то же время Щ-408 имела лишь два 45-мм полуавтомата 21-К. Впрочем, слово «полуавтомат» не должно вводить в заблуждение, вся полуавтоматика 21-К заключалась в том, что затвор после выстрела открывался автоматически.

Дальнейшие описания боя сильно расходятся. По общепринятой версии, «Щука» в артиллерийском бою уничтожила два сторожевика противника и погибла со всем экипажем, не спустив флаг. Однако после войны в финских и германских документах не найдено подтверждения гибели хотя бы одного корабля, да и, прямо скажем, сомнительно, чтобы Щ-408 удалось добиться такого успеха. К сожалению, боевые качества 45-мм снарядов «полуавтоматов» 21-К были откровенно невелики. Так, фугасный ОФ-85 содержал всего 74 грамма взрывчатого вещества. Соответственно, для того, чтобы уничтожить даже небольшой корабль, требовалось обеспечить огромное число попаданий. Например, в ходе советско-финской войны для потопления эстонского судна «Кассари» (379 брт) Щ-323 пришлось израсходовать 152 снаряда – точное количество попаданий неизвестно, но, вероятно, попало подавляющее большинство, так как кораблик расстреливали едва ли не в полигонных условиях. Кстати сказать, фугасный снаряд германской 7,5 см Pak. 40, которой были вооружены БДБ, содержал 680 грамм взрывчатого вещества.

По другим данным, артиллеристы Щ-408 не потопили, а повредили 2 корабля неприятеля, но здесь, возможно, произошла путаница. Дело в том, что уже после боя германские БДБ, не разобравшись, обстреляли идущий к ним на поддержку финский сторожевой катер “VMV-6”, при этом осколком одного снаряда катер был поврежден – возможно, впоследствии, эти повреждения были отнесены на счет Щ-408.

Вероятнее всего, дело обстояло так – Щ-408 всплыла и вступила в бой с кораблями противника. Известно, что в 02.55 и 02.58 в штабе Балтфлота были получены радиограммы:

"Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло"

Вайндло – это совсем маленький, едва заметный на карте остров, расположенный примерно в 26 милях от Гогланда, а расстояние от Ленинграда (по прямой) составляет около 215 километров.

В завязавшемся артиллерийском бою немцы (по их мнению) добились четырех попаданий 75-мм снарядов и большого количества - 20-мм. Лодка ответила несколькими попаданиями в БДБ-188, одно из них поразило немецкий корабль в рубку. Во всяком случае достоверно известно, что бой германских кораблей с Щ-408 не был игрой в одни ворота – артиллеристы-подводники все же сумели причинить ущерб неприятелю.

А вот затем…

К счастью, среди нас есть неравнодушные люди, готовые тратить время и силы на разгадывание загадок не столь уж далекого прошлого. Существует проект «Поклон кораблям Великой Победы», в рамках которого группа дайверов осуществляет поиск погибших кораблей и осуществляет погружения к ним. И вот, 22 апреля 2016 г. подводно-поисковая экспедиция, в которой, помимо наших соотечественников, принимала участие группа финских дайверов SubZone, обнаружила останки подводной лодки Щ-408, а затем выполнила спуски к ней. Эта экспедиция позволила пролить свет на обстоятельства последнего боя и гибели нашей «Щуки». О том, что увидели дайверы, рассказал один из участников проекта, Иван Боровиков:

«При осмотре «Щ-408» были обнаружены многочисленные следы от попаданий снарядов, что говорит о том, что подлодка действительно вела интенсивный артиллерийский бой. Около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, причем видно, что они явно не первые, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным командира подлодки Павла Кузьмина. Согласно уставу, он во время надводного боя должен был выходить на мостик с личным оружием. Судя по тому, что автомат остался снаружи «Щ-408», командир «щуки», скорее всего, погиб при артобстреле.

Финны, участвовавшие в бое, говорили, что видели артиллерийские попадания в лодку, видели, как погибали артиллерийские расчеты «Щ-408» и их заменяли другими людьми. Та картина, которую мы увидели на дне, соответствует описанию сражения, приводимому финской стороной.

При этом мы не увидели серьезных повреждений на корпусе лодки. Судя по всему, удары по «Щ-408» с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, судя по всему, до последнего боролся за живучесть лодки.»







Реальные фотографии Щ-408

На вопрос о том, затонула ли лодка в результате артиллерийского огня противника, или же оставшиеся в живых совершили погружение, Иван Боровиков ответил:

«Скорее всего, «Щ-408» ушла на погружение. По всей видимости, вследствие повреждений «Щука» потеряла плавучесть и не смогла всплыть. Экипаж остался на борту и погиб спустя несколько дней после артиллерийского боя.»

Мы уже никогда не узнаем, что в действительности произошло 23 мая 1943 г. Но скорее всего, случилось вот что: после ожесточенного боя экипаж Щ-408 понес жестокие потери. Вероятнее всего, командир лодки, Павел Семенович Кузьмин погиб в бою – ППШ, который он был обязан брать с собой, выходя на мостик, и сегодня лежит на нем, а рядом с местом, где должен находиться командир – пробоина от 75-мм снаряда. Увы, оторваться от неприятеля не получалось, а помощи все не было.

Тем, кто оставался жив, предстоял нелегкий выбор. Можно было сражаться до последнего, до тех пор, пока корабль еще сохраняет плавучесть. Да, в этом случае многие погибли бы, но смерть от вражеского снаряда или осколка в бою – это быстрая смерть, и к тому же части экипажа наверняка удалось бы выжить. В этом случае Щ-408 гарантированно погибала, спасшихся с нее ждал плен, но при этом те, кто пережил бой, остались бы в живых. Им совершенно не в чем было бы себя упрекнуть, потому что они сражались до последней крайности. Их героическим поступком восхищались бы потомки.

Но был и второй вариант – погрузиться. В этом случае существовал некоторый шанс на то, что командование Балтфлота, получив радиограмму-призыв о помощи, предпримет соответствующие меры и отгонит вражеские корабли. И если удастся дождаться помощи, если лодка окажется (несмотря на многочисленные попадания) способной к всплытию, то Щ-408 удастся спасти. При этом в ходе боя никак невозможно было оценить повреждения Щ-408, нельзя было понять, сможет ли всплыть подводная лодка после погружения, или нет. Ясно было лишь одно - если помощь не придет, или даже придет, но всплыть не удастся, то каждого из тех, кто выжил в артиллерийском бою ждет кошмарная, мучительная смерть от удушья.

Третьего варианта – спустить флаг и сдаться противнику, для этих людей попросту не существовало.

Мы никогда не узнаем, кто из офицеров-подводников командовал в тот момент, когда нужно было принимать страшное решение, но оно было принято. Щ-408 ушла под воду. Навсегда.

Немцы и финны боялись упустить добычу. БДБ, сторожевые катера, подошедший финский минный заградитель продолжали патрулировать район погружения «Щуки», периодически сбрасывая глубинные бомбы. А в это время ее экипаж напрягал последние силы в попытках починить поврежденную лодку. Уже ближе к вечеру 23 мая вражеские гидроакустики зафиксировали звуки, которые расценили как попытку продувки цистерн, и, вероятно, так оно и было на самом деле. Известно, что лодка погрузилась с дифферентом на корму, но при этом участники экспедиции 2016 года обнаружили, что корма «Щуки» (по ватерлинию ушедшей в грунт) приподнята. Это свидетельствует о попытке продуть кормовые балластные цистерны – увы, повреждения Щ-408 оказались слишком велики, чтобы лодка могла всплыть.

Примерно с 17.00 24 мая шумы с Щ-408 больше не прослушивались. Все было кончено. «Щука» навечно упокоилась на глубине 72 метра, став братской могилой для 41-го члена ее экипажа. Но финские и германские корабли оставались на месте и даже сбросили еще несколько глубинных бомб. Только на следующий день, 25 мая, окончательно убедившись в том, что советская подводная лодка не всплывет, они покинули район ее гибели.

А что же командование Балтфлота? По получении радиограммы Щ-408 к Вайндло с Лавенсари вылетело восемь самолетов И-16 и И-153, но они были перехвачены противником и, потеряв две машины, вернулись обратно, не выполнив боевой задачи. Следующая попытка была предпринята только спустя 8 часов – на этот раз на помощь погибающей «Щуке» поднялись в воздух Ла-5, но и они, потеряв две машины, пробиться к месту трагедии не сумели.

Щ-408 погибла в первом же боевом походе. Лодка ни разу не вышла в торпедную атаку, не смогла уничтожить ни одного корабля врага. Но означает ли это, что мы, восхищаясь достижениями германских подводников, должны стыдливо забыть о том, как сражался и погибал ее экипаж? Как погибали экипажи других наших подводных кораблей?


Фотографии нескольких членов экипажа Щ-408. Наверху - командир корабля, Павел Семенович Кузьмин

P.S. Из выводов экспедиции «Поклон 2016»:

«То, что все три люка, через которые возможно было покинуть затонувшую субмарину, не имеют видимых повреждений, но при этом закрыты, говорит о том, что подводники приняли осознанное решение врагу не сдаваться».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В истории ВМФ СССР времен Великой Отечественной войны немало героических и трагических страниц. Одна из самых заметных связана с подводной лодкой «Щ-408». В боевой биографии этой субмарины был только один боевой поход, ставший для нее последним. Но после того как «щука» (так на флоте называли подлодки серии «Щ») не вернулась из похода, среди советских моряков стала ходить легенда о «балтийском «Варяге».

Вышедшая в боевой поход в мае 1943 года «Щ-408» была обнаружена финской авиацией и катерами. Когда «Щ-408» вновь всплыла, противник был уверен, что экипаж сдастся в плен, поскольку ситуация казалась безнадежной. Но командир «щуки» капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение вступить в бой с противником в надводном положении, используя артиллерийские орудия. После ожесточенного боя, в ходе которого экипаж «щуки» уничтожил два финских катера, советская подлодка вновь ушла под воду, так и не спустив флага. Противник, не имея точных сведений о том, затонула ли лодка из-за повреждений, или вновь скрылась на дне, продолжал бомбить место погружения глубинными бомбами.

Долгое время место гибели «Щ-408» оставалось загадкой, даже несмотря на довольно точное описание боя финской стороной. Поисковики не оставляли попыток найти точное место гибели подлодки. Лишь недавно российские дайверы смогли точно обнаружить место гибели лодки (в стороне от того места, в котором ее традиционно искали) и, осмотрев, пролить свет на гибель боевого «щуки».

О том, как была найдена легендарная подлодка и о том, что удалось узнать о последнем бое ее экипажа, АиФ.ru поговорил с участником проекта «Поклон кораблям Великой Победы», дайвером-исследователем, оператором Разведывательно-водолазной команды Иваном Боровиковым .

Андрей Сидорчик, АиФ.ru: — Иван, найденная подлодка, это действительно знаменитый «балтийский «Варяг»?

Иван Боровиков: — Да, это «Щ-408», погибшая в 1943 году. «Щ-408» — это единственная лодка, которая вступила в открытый артиллерийский бой с надводными силами противника. Для подводного флота это уникальный случай, поскольку подводные лодки обычно использовали свои орудия для уничтожения небольших судов, не оснащенных серьезным вооружением, в первую очередь, рыболовецких и торговых. Артиллерийская дуэль подводной лодки с боевыми кораблями противника — ситуация исключительная.

— Поисковики долго не могли обнаружить лодку. Как все-таки удалось напасть на ее след?

— «Щ-408» долго не удавалось найти потому, что она оказалась не в том месте, на которое указывали финские и немецкие военные источники. Причин этому может быть две: либо финны очень сильно промахнулись с координатами, хотя это маловероятно, либо подлодка после последнего погружения оказалась способной пройти еще пару миль, пытаясь уйти от преследования.

Мы дали координаты нашим друзьям из финской команды Subzone, они вели поиск при помощи гидролокатора, и обнаружили на дне тень объекта, очень похожего на подводную лодку. Мы совершили погружение к объекту, и он был идентифицирован как подлодка «Щ-408».

«Командир „Щ-408“ погиб при артобстреле»

— Удалось установить новые данные об обстоятельствах гибели лодки?

Павел Семёнович Кузьмин. Фото: Commons.wikimedia.org

— При осмотре «Щ-408» были обнаружены многочисленные следы от попаданий снарядов, что говорит о том, что подлодка действительно вела интенсивный артиллерийский бой. Около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, причем видно, что они явно не первые, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина . Согласно уставу, он во время надводного боя должен был выходить на мостик с личным оружием. Судя по тому, что автомат остался снаружи «Щ-408», командир «щуки», скорее всего, погиб при артобстреле.

Финны, участвовавшие в бое, говорили, что видели артиллерийские попадания в лодку, видели, как погибали артиллерийские расчеты «Щ-408» и их заменяли другими людьми. Та картина, которую мы увидели на дне, соответствует описанию сражения, приводимому финской стороной.

При этом мы не увидели серьезных повреждений на корпусе лодки. Судя по всему, удары по «Щ-408» с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, судя по всему, до последнего боролся за живучесть лодки.

— В материалах о «Щ-408» существуют определенные разночтения. По одним источникам, поврежденная лодка затонула, не спустив флага. По другим, после артиллерийского боя она совершила погружение, рассчитывая скрыться от противника. К какому выводу пришли вы?

— Скорее всего, «Щ-408» ушла на погружение. По всей видимости, вследствие повреждений «щука» потеряла плавучесть и не смогла всплыть. Экипаж остался на борту и погиб спустя несколько дней после артиллерийского боя.

«Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе»

— Поисковые работы в районе обнаружения «Щ-408» полностью завершены?

— По возможности, мы бы сделали еще 1-2 погружения, но в целом, все, что можно было там посмотреть, мы уже посмотрели. К сожалению, в этом районе жидкий ил, в который «Щ-408» погружена примерно по ватерлинию, что не позволяет осмотреть корпус целиком, в частности, торпедные аппараты.

Кадр youtube.com

— Насколько соответствует действительности информация о том, что власти Эстонии запретили установку мемориальной таблички на корпусе «Щ-408»?

— У эстонцев очень серьезное отношение к тому, что находится на дне. Там очень много затонувших кораблей, и у них очень жесткие и строгие правила, которые запрещают какие-либо действия, связанные с подводными объектами. Это касается и установки мемориальных табличек. У финнов похожие правила, но они разрешили нам установить мемориальные таблички на лодках, обнаруженных в территориальных водах их страны. Мы направили запрос Эстонии с просьбой разрешить установку мемориальной таблички. Ответа пока не получили, эстонцы размышляют.

— Каковы дальнейшие планы вашей группы?

— Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе, будем работать над их поиском.

Экспонаты музея, посвященного подвигу «Балтийского Варяга». Фото: Кадр youtube.com

Что происходило после гибели лодки?

24 мая 1943 года финнами на поверхности воды был зафиксирован выброс большого количества масла, пузырей и мусора. Спустя сутки финское командование сочло, что лодка уничтожена. Советская сторона знала только, что «Щ-408» была втянута в бой с превосходящими силами противника и затем не вернулась на базу. О том, что случилось со «щукой», впервые удалось узнать после выхода Финляндии из войны в 1944 году.

19 января 1944 года «Божьей милостью король Великобритании, Ирландии и британских владений за пределами Британских островов, защитник справедливости и император Индии» Георг VI своим эдиктом присвоил капитан-лейтенанту Кузьмину звание почетного члена Ордена Британской империи посмертно.

Мемориальная доска на ул. Подводника Кузьмина в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org / Екатерина Борисова

Советскими наградами моряки отмечены не были. По мнению исследователей, командование не хотело заострять внимание на операции, завершившейся неудачно.

В начале 1960-х история последнего боя «Щ-408» была опубликована в советской прессе. В Ленинграде появилась улица Подводника Кузьмина, названная в честь командира «щуки», в одной из городских школ появился Музей подводного плавания имени Кузьмина.

22 мая 1943 года советская подводная лодка Щ-408 приняла неравный бой с противником в надводном положении. За этот бой лодку окрестили «Балтийским «Варягом»».

В боевой поход лодка вышла из Кронштадта 7 мая 1943 года. В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море.

На лодке заканчивались запасы воздуха, аккумуляторные батареи требовали подзарядки. Лодка вынуждена была всплыть. К этому моменту она уже была обнаружена противником, из топливных цистерн, повреждённых взрывами мин, на поверхность всплывали пятна дизельного топлива, демаскирующие подлодку.

Когда лодка всплыла капитан-лейтенант П. С. Кузьмин увидел приближавшиеся к Щ-408 сторожевые катера противника, которые уже издалека начали обстреливать лодку. Положение было явно не равным, однако Кузьмин решил не сдаваться, а принять бой. На палубу был вызван артиллерийский расчёт, к орудиям поданы снаряды. В штаб флота было отправлено донесение о сложившейся ситуации, капитан запросил помощи.

Щ-408 открыла огонь одновременно производя ускоренную подзарядку аккумуляторных батарей. Артиллерийский бой продолжался 2 часа. Лодка получила несколько попаданий артиллерийских снарядов противника, погибло и было ранено несколько матросов у артиллерийских орудий, получили повреждения палубная надстройка, прочный корпус и балластные цистерны.

Однако и противник нёс потери. Метким огнём с Щ-408 были потоплены 2 немецких сторожевых катера, ещё один финский сторожевой катер VMV-17 получил повреждения. Повреждения получили немецкие быстроходные десантные баржи F-188, F-189 и F-191, а также ещё один неустановленный сторожевой катер.

И всё же положение было на стороне противника. Отправленная в район боя советская авиация не смогла ни чем помочь, одни группы оказались скованными боем с противником, другие не смогли найти лодку, при этом было потеряно 4 самолёта.

Щ-408, не сдавшись врагу, ушла под воду. Финские сторожевые катера сбросили две серии глубинных бомб над местом погружения лодки. После чего наблюдали всплытие масляных пятен и мусора. На этом было решено, что лодка уничтожена, точка потопления лодки отмечена на карте. Щ-408 из этого похода не вернулась. В ВМФ Балтийского флота лодку также признали погибшей.

История получила продолжение уже в наши дни, когда российские дайверы решили найти и обследовать лодку, однако в указанной финнами точке места потопления Щ-408 не оказалось.

Лодку всё же нашли в двух километрах от места боя, её исследование показало, что не смотря на наличие попаданий вражеских снарядов, серьезных повреждений на корпусе лодки не было. Дайверы увидели, что около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина. Судя по всему, удары по Щ-408 с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, до последнего боролся за живучесть лодки, лодка пыталась уйти, но, сколько точно ещё продолжалась борьба людей под водой неизвестно.

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских наград капитан так и не получил.

Именем П. С. Кузьмина названа улица в Санкт-Петербурге - улица Подводника Кузьмина. На доме № 4 по этой улице в 1969 году установлена мраморная мемориальная доска в честь П. С. Кузьмина. А в школе № 504 действует Мемориальный зал памяти подвига экипажа лодки Щ-408

Щ-408

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Общие сведения

Подводная лодка «Щ-408», как и все лодки типа «Щ» была разработана в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Это были дизель-электрические лодки относящиеся к среднему классу. За время войны была потеряна 31 лодка типа «Щ» из 44 построенных. Среди потопленных лодок есть и «Щ-408».

История создания

Предшественники

Предшественниками подводных лодок типа Щ («Щука») Х-бис серии были лодки типа Щ («Щука») Х серии . Лодки серии X-бис от предыдущей серии отличались очень незначительно.

Постройка и испытания

Энергетическая установка и ходовые качества

На «Щ-408» стояло два четырехтактных бескомпрессорных дизеля 38К8 по 800 л.с. для движения в надводном положении и два главных гребных электродвигателя ПГ5 по 400 л.с. для движения в подводном положении. Также на лодке было установлено два электродвигателя экономического хода по 20 л.с., которые соединялись с двумя гребными валами ременной эластичной передачей. Это было сделано для снижения шумности.

Вспомогательное оборудование

В проходивших по бортам лодки булям были расположены цистерны главного балласта, а в оконечностях легкого корпуса - носовая и кормовая цистерны. Только цистерна средняя, уравнительная и быстрого погружения находились внутри прочного корпуса. Для продувания цистерн главного балласта на лодке были установлены турбокомпрессоры.

Экипаж и обитаемость

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Было установлено два 45-мм орудия 21-К. Одно находилось перед рубкой на палубе, а второе на самой рубке.

Также на лодке имелось два 7,62-мм пулемета.

Модернизации и переоборудования

В связи с коротким сроком службы до гибели, лодка не проходила модернизаций.

История службы

Повреждения рубки «Щ-408» после столкновения с сетевым заградителем «Онега».

26 сентября 1941 года в 21 час 32 минуты подводная лодка «Щ-408» при переходе из Кронштадта в Ленинград совершила столкновение с сетевым заградителем «Онега». В результате этого столкновения у лодки были следующие серьезные повреждения: пробоина в прочном корпусе и деформация тумбы зенитного перископа. Виновным в столкновении признали военкома Базарова И.Т., но командира лодки Дьякова понизили в звании и перевели на «С-9» . А его место занял капитан-лейтенанта Кузьмина П.С., который был до этого командиром «С-9». Лодка была направлена на завод №194 в Ленинграде для ремонта.

12 октября 1941 года на подводной лодке «Щ-408» был поднят Военно-морской флаг. 16 января 1942 года был утвержден приемный акт.

22 июня 1942 года в 12 часов 17 минут и 12 часов 50 минут лодка, находясь в ковше Адмиралтейского завода, получила два попадания артиллерийских снарядов. Один из снарядов попал в надстройку в районе 30-31 шпангоутов , где хранилась краска, и вызвал пожар. Второй пробил борт ниже ватерлинии в районе 52-54 шпангоутов в 5-м отсеке. Команде БЧ-5 пластырь завести не удалось, и их командир, капитан-лейтенант Моисеев, отдал приказ об оставлении отсека. Вскоре подводная лодка села на грунт кормой , имея крен на правый борт в 21°.

23 июня 1942 года водолазы ЭПРОНа сумели завести пластырь и откачать воду. После этого субмарину завели в док, где она проходила ремонт до октября 1942 года.

25 октября 1942 года при артобстреле рядом с лодкой на пирсе взорвался 210-мм снаряд. От взрыва подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе. Одну в районе 24-35 шпангоутов, а вторую в районе 27-28 шпангоутов. Также осколками были осыпаны надстройка , ограждение рубки и були, но они получили не столь значительные повреждения. Для ремонта лодку направили в Кронштадтский морзавод, где она находилась до января 1943 года.

В апреле 1943 года на лодке завершили монтаж миноотводов и прибора ПАМ-К. Корпус покрыли изоляционной мастикой.

В ночь с 7 на 8 мая 1943 года «Щ-408» при обеспечении пяти быстроходных тральщиков «БТЩ-210», «БТЩ-211», «БТЩ-215», «БТЩ-217», «БТЩ-218», шести сторожевых катеров и двух катеров-дымзавесчиов перешла из Кронштадта к маяку Шепелевский. Тут она легла на грунт. В ночь на 9 мая лодка совершила переход к острову Левенсари.

9 мая 1943 года в 4 часа 40 минут лодка легла на грунт в двух милях от бухты Норре-Каппельлахт. А в ночь с 10 на 11 мая «Щ-408» отшвартовалась в самой бухте.

В ночь с 18 на 19 мая 1943 года субмарина в обеспечении пяти сторожевых катеров и семи катеров-тральщиков перешла в точку погружения на Восточном гогландском плесе и начала переход на позицию в Норчёпингской бухте.

19 мая 1943 года при форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и по одним данным повреждена немецким самолетом, а по другим не получила повреждений.

Гибель

Подводная лодка «Щ-408» в осажденном Ленинграде.

21 мая 1943 года лодка была обнаружена по масляному следу в районе острова Вайндло силами немецких ПЛО . Тут же на место обнаружения подошли быстроходные десантные баржи 1-ой группы 24-ой десантной флотилии и сбросили в этом месте пять глубинных бомб . После бомбометания они легли в дрейф и стали наблюдать за районом.

22 мая 1943 года в 2 часа 50 минут лодка всплыла и вступила в бой с БДБ . В 2 часа 55 минут с нее было получено донесение:

Но оторваться от противника лодке не удавалось. Согласно данным немецкой стороны БДБ попали в субмарину несколько раз из 75-мм и 20-мм орудий. Этими попаданиями они сильно повредили носовую часть лодки. Ответным огнём лодка добилась нескольких попаданий 45-мм снарядов по баржам, но уничтожить их не смогла. После этого «Щ-408» погрузилась под воду не спустив боевого флага.

К этому времени в район столкновения подошли финский минный заградитель Routsinsalmi и сторожевой катер VMV-6 , которые тут же сбросили в районе масляного пятна серию бомб. В 4 часа 50 минут на поверхности появились пузыри воздуха, большое количество саляры и масла, а так же куски дерева.

Высланные с острова Левансари восемь истребителей И-153 и И-16 лодку не обнаружили и потеряв два самолета вернулись на базу. Через 8 часов в район острова Вайндло было послано еще десять ЛА-5, но и в этот раз было потеряно два самолета, а повредить или уничтожить силы ПЛО они не смогли.

Оставшиеся наблюдать за районом силы немецких ПЛО еще два или три дня слышали стук о металлический корпус доносившийся с морского дна, советские моряки пытались заделать пробоины. Балтийские подводники боролись до последней возможности и приняли геройскую смерть, но не спустили перед врагом советского Военно-морского флага.

Судьба останков лодки

Мемориальная табличка установленная на месте гибели лодки.

В первый раз участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» пытались найти «Щ-408» в июле 2015 года. За исходную точку для поиска они взяли координаты из финских архивов. Но эта попытка оказалась неудачной.

22 апреля 2016 года останки подводной лодки «Щ-408» были обнаружены на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны. А уже 1-2 мая ее обследовали водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По их данным субмарина практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Однако корпус подводной лодки погружен по ватерлинию в грунт и все обнаруженные водолазами повреждения относятся только к артиллерийскому бою. Все люки на лодке в закрытом состоянии, это свидетельствует о том, что никто из экипажа даже не пытался спастись.

На месте гибели лодки в море дайверы установили мемориальную табличку.

Командиры

Награды

Сама лодка наград не имела. А вот командир подводной лодки Кузьмин П.С. был посмертно награжден орденом Британской империи 5-ой степени примерно через год после гибели субмарины.

См. также

Галерея изображений

Видео

Подводная лодка Щ-408 погибла 22 мая 1943 года в Балтийском море. Командир принял решение ее затопить, не сдавшись врагу и не спустив флага. Тем самым эта подводная лодка повторила подвиг легендарного крейсера "Варяг" .

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских государственных наград ни командир, ни экипаж подлодки за свой подвиг удостоены не были.​

Об истории подводной лодки Щ-408, повторившей подвиг крейсера "Варяг", но не имеющей за это никаких советских наград, мы говорим с председателем совета петербургского Клуба моряков-подводников , капитаном 1-го ранга Игорем Курдиным и заместителем директора школы № 504, руководителем мемориального зала славы, посвященного подвигу экипажа подводной лодки Щ-408, Мариной Лукиной .

– Игорь Кириллович, что это за лодка и почему ее история важна для нас?

Игорь Курдин

– У нас были очень большие потери подводных лодок на Балтике, нигде не было такой эшелонированной эффективной противолодочной обороны: и противолодочные сети, и заграждения, и поддержка кораблей, немецких подводных лодок и авиации. Но советские подводники постоянно пытались прорвать эти линии обороны. Эта лодка – одна из многих, погибших там. И сейчас Международная ассоциация подводников выступила с инициативой заключить международный договор по признанию погибших кораблей и подводных лодок братскими захоронениями, обозначать их на картах для отдания воинских почестей проходящими военными кораблями, а главное – запретить погружения, приравняв их к разграблению могил.

– Марина, а как получилось, что вы занялись историей этой лодки?

– Это давняя история. Наша школа основана в 1963 году, тогда же создавался музей, и недалеко от школы в то время жила вдова командира подлодки Павла Кузьмина, она приходила к нам на праздники. И вот энтузиасты, первые экскурсоводы того музея, выпускники 1985 года пришли к нам в 2013 году, но музей к тому времени не сохранился. И они на 50-летие школы подарили ей мемориальный зал. И я к ним присоединилась, стала заниматься созданием этого зала.

Командиры подлодки понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель

Щ-406 – "Балтийский "Варяг" погибла в 1943 году. Думаю, командиры понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель. Из пяти лодок, посланных туда, сохранилась только одна – Щ-303 командира Травкина (он стал прототипом героя фильма "Капитан счастливой щуки"). Он уходил от преследования, отлежался на дне и, по сути, привел вражеские корабли к подлодке Кузьмина: так как он не вернулся, следом послали Щ-408. Немецкая авиация заметила ее по масляному следу. На финском корабле, помогавшем ее топить, был фотограф – и в финском архиве сохранилась фотография, как они забрасывали эту лодку глубинными бомбами.

Капитан-лейтенант Павел Кузьмин, командир подводной лодки Щ-408

Лодку преследовали несколько дней – наконец ей пришлось всплыть, чтобы подзарядить батарею. Там было две немецкие быстроходные баржи и два финских катера, которым она попыталась дать отпор из своих 45-миллиметровых орудий, а потом ушла под воду.

– Игорь Кириллович, ситуация с подлодкой Щ-408 – исключительная?

– Подводные лодки предназначены для подводной войны, их главное качество – скрытность. Если лодка всплыла – это значит, уже нет другого выхода. Да, надо было зарядить батарею – и принять вынужденный артиллерийский бой, хотя ее вооружение – слабое против надводных кораблей: спасти ее могло только чудо. Так погибло много наших подводных лодок, которые вели неравный бой в надводном положении. Щ-408 – одна из многих, никакой уникальности тут нет. Лодка легла на грунт, ее до последнего пытались отремонтировать, она буквально отползала, почему ее и нашли в двух километрах от предполагаемой точки гибели.

– А действительно можно сравнить ее подвиг с подвигом "Варяга"?

– Капитан-лейтенант Кузьмин – один из многих командиров. У нас не было случаев сдачи в плен. Да, он всплыл, он видел, что бой будет неравным, что он погибнет, и он мог сдаться, попасть в плен и, возможно, выжить. У нас же был случай, когда балтийская лодка "Эска" подорвалась на мине, командира Сергея Лисина выбросило за борт, он был взят в плен и уже в плену узнал, что ему присвоено звание героя Советского Союза. Но он прекрасно понимал, что о плене просто не знали, иначе представление немедленно отозвали бы. Лисина освободили, но он никогда больше не занимал высоких должностей, хотя он был выдающимся подводником, ведь плен – это клеймо на всю жизнь: русские не сдаются, пулю в лоб, и все. А ведь никакой его вины не было!

Подвиг Щ-408 повторили многие лодки, но, видимо, Кузьмин все же чем-то выделялся, раз его товарищи в 60-х годах попросили назвать его именем улицу.

– Марина, вы занимались историей лодки и не могли не думать об отсутствии у нее отечественных наград. Как вы думаете, много в России таких не награжденных героев?

Копия ордена Британской империи V степени

– Думаю, много. Но Кузьмин был представлен в числе 40 других офицеров Балтийского флота для награждения орденом Британской империи V степени. Копия этого ордена хранится у нас в мемориальном зале, а подлинник – у сына Кузьмина.

– Игорь Кириллович, а какое отношение к этой лодке имели англичане?

– Так ведь во время войны мы, США и Великобритания были союзниками. Англичане признавали большой вклад Балтийского флота в борьбу с нацистами, и они сказали: мы готовы наградить ваших командиров и адмиралов. И появился этот список, утвержденный Главным штабом военно-морского флота – более 40 офицеров и адмиралов были награждены орденом Британской империи, и среди них Кузьмин. Когда был выпущен указ о награждении, Кузьмин погиб. Но его вдову пригласили в британское посольство и там торжественно вручили орден.

На вопрос, почему экипаж не имеет советских наград, нам часто отвечают, что если бы тогда было представление командования к награждению, но по какой-то причине оно не было реализовано, тогда можно было бы провести награждение сейчас. Мы пытались объяснить, что к английской-то награде Кузьмина представлял Главный штаб ВМФ, и что это является основанием для пересмотра дела и награждения посмертно не только командира, но и всего экипажа. Но, к сожалению, совместные усилия Клуба подводников и мемориального зала пока остаются безрезультатными.

– Марина, а как вы пытались заступиться за погибших подводников?

– Мы написали письмо министру обороны Шойгу и в Госдуму – нам ответили, что изучат вопрос и напишут разъяснения. Но мы их так и не дождались. Мы с ребятами не теряем надежды – теперь вот обратились к Игорю Кирилловичу, хотим попробовать вместе обратиться в высокие инстанции.

– Игорь Кириллович, как вы думаете, что-нибудь получится?

Награда важна всем – родным, близким членов экипажа, а самое главное – детям

– Наше обращение осталось без ответа, и сейчас мы хотим обратиться напрямую к президенту. Награда важна всем – родным, близким членов экипажа, а самое главное – детям, у которых обостренное чувство справедливости. И они постоянно спрашивают: почему же моряков не наградили за подвиг? А подвиг подтверждают и финны, которые участвовали в операции.

– Марина, наверное, вы много знаете и о Кузьмине, и о членах экипажа?

Марина Лукина

– Для родственников этих моряков я теперь – связующее звено с моряками, которые лежат на дне, да еще на территории Эстонии, которая уже не в составе России. Этим тоже были осложнены поиски лодки. Но все же в 2016 году ее нашли. Я ездила на это место вместе с моими выпускниками и с командой дайверов, приглашала сына и внука Кузьмина. Дайверы спускались на глубину 70 метров, делали фото и видеосъемку. Там была акция памяти, спуск венков, сын был очень растроган и благодарен всем людям, которые этим занимаются. С отцом он расстался в три года и вот, по сути, впервые попал на его могилу.

Я прочла много писем Кузьмина к жене, они необыкновенно трогательные, там ни слова о войне – чувства, переживания, надежды на долгую счастливую жизнь после войны. Родственники моряков звонили из Владимирской области, из Читы, мы ездили в Подпорожский район, откуда родом кок, встречались с его родственниками. Родной сестре кока 100 лет, она хранит портреты, ставит цветочки "моему Васеньке". Это же 40 человек, у каждого своя история, и везде хотят сохранить память.

– Игорь Кириллович, вот вы говорили об уникальных, явно непреодолимых заграждениях, так почему же туда посылали лодку за лодкой?

Мемориальный зал славы петербургской школы № 504, посвященный подвигу экипажа подводной лодки Щ-408

– Это война, и зачастую мы несли необъективные потери. Было ясно, что эту оборону не прорвать, но лодки посылали на верную смерть. Был период, когда командование подводных сил докладывало, что это невыполнимая задача, и с ними соглашались – на какое-то время, а потом начиналось опять: прорвать любой ценой. Потом немцы в своих воспоминаниях писали: мы не совсем понимали стремление русских прорвать оборону, потому что это было невозможно, и мы думаем, что они тоже это понимали.

Сейчас создан такой проект – "Поклон кораблям великой Победы", поисковые операции производятся при поддержке государства. Это кропотливая работа в архивах, в том числе, шведских, финских, немецких. Для Клуба подводников первая история была с подводной лодкой С-2, это наша единственная потеря во время финской войны. Международная группа дайверов нашла эту лодку, а мы нашли 17 семей, которые поехали с нами в Финляндию на Аландские острова.

И вот – отношение: мы просили командование выделить нам какой-то военный кораблик, чтобы он пришел в точку гибели С-2 для отдания воинских почестей. Но, к сожалению, такой возможности не нашлось, и корабль выделили финны! Их корабль береговой охраны пришел туда для проведения церемониала – спуска на воду венка, в центре которого – бескозырка с надписью "Балтийский флот". И я с военно-морским атташе подошел к командиру отряда береговой обороны Финляндии и сказал: по нашей традиции, надо приспустить флаг и дать три протяжных гудка. Финн задумался, а потом сказал: мы сделаем это. Они понимали, что во время войны они утопили эту лодку, тем не менее они выстроили экипаж и провели весь церемониал.

Возникла еще одна коллизия: с одной стороны, погружаться там запрещено, с другой – надо установить на дне возле лодки памятную табличку из нержавеющей стали. Дайверы погрузились, установили ее – и тут подлетел катер морской полиции, и всех арестовали. Тогда финны позвонили нам, а мы обратились к губернатору Аландских островов, и дайверов освободили из тюрьмы.

Несколько лет назад в Сестрорецке появился храм Петра и Павла – памяти погибших подводников. Там есть стена памяти, а на ней – 168 табличек с номерами и фамилиями командиров всех лодок, погибших на войне, или тех, где были аварии с гибелью личного состава. Неожиданно к нам приехал военно-морской атташе Великобритании и сказал, что в этом году – 100 лет со времени окончания Первой мировой войны, где мы с англичанами тоже были союзниками. На Балтийском море действовала объединенная русско-английская эскадра подводных лодок, которой командовал английский капитан I ранга, до этого совершивший несколько дерзких атак и утопивший много немецких кораблей, один из самых выдающихся подводников Великобритании времен Первой мировой. Для лучшего взаимодействия на каждой английской подлодке находились трое русских моряков, на каждой русской – трое англичан.

Эскадра действовала очень успешно, ее командир был награжден тремя русскими орденами. В память об этом англичане предложили провести совместную конференцию, а мы сказали, что на стене памяти в Сестрорецке будет и одна английская подлодка – Е-18, погибшая в 1916 году на выходе из Таллина. Там погибли три русских офицера. Родственники погибших англичан установили памятную доску в церкви Святого Духа в Таллине: там два скрещенных флага, английский и русский. Эстонцы возражали, но англичане сказали: вы там не погибли, а русские погибли.

– Вот как получается: англичане наградили командира лодки, финны отдали воинские почести, а у России даже корабля не нашлось – вам не обидно?

– Если и наши бывшие союзники, и враги так ценят подвиг подводников, наверное, и нашим руководителям стоит задуматься, что обязательно должен быть ответный ход. Я единственный советский офицер, награжденный американской медалью за победу в холодной войне. Мне ее вручил четырехзвездный адмирал Брюс Де Марс, который при этом сказал: "Мы холодную войну не выиграли, а вы ее не проиграли". Это сообщение появилось на нашем сайте – и меня стали обвинять: да на чьей стороне вы воевали, да вы бы еще приняли железный крест вермахта, – это меня, командира, совершившего 15 боевых походов! Думаю, такое отношение надо менять. Мы должны уважать своих противников, иначе мы неизбежно проиграем.

– Марина, а вам не обидно, что экипаж Щ-18 получил почести и награды не от своих, а от иностранцев, даже от бывших врагов?

Память, которую хранят люди, – это самая большая награда

– Награды – на совести официальных лиц, а вот память, которую хранят люди, – это самая большая награда. Хотя есть чувство разочарования и боли за родственников, детей и внуков – они, вероятно, обижены.

– Игорь Кириллович, часто ли вы думаете о напрасных потерях войны?

– Да, возможно, были неоправданные потери, когда любой ценой надо было захватить высоту, укрепленный район – как правило, к каким-то датам. Ведь и Берлин мы пытались взять к 1 мая, и потери в берлинской операции были неестественные.

Как известно, крейсер "Аврора" принимал участие в Великой Отечественной войне. Он стоял в Ораниенбауме, получил повреждение, сел на грунт, но оставался на ровном киле, его большие пушки были сняты и установлены на Вороньей горе, участвовали в обороне Ленинграда, а сам корабль с зенитными орудиями и пулеметами входил в систему противовоздушной обороны города. Так вот, капитан "Авроры", чтобы избежать напрасных потерь, при налетах прятал экипаж в блиндажи, оставляя на борту только зенитные и пулеметные расчеты. И нашелся какой-то ретивый начальник, который обвинил его в трусости, капитан был предан военному трибуналу и расстрелян. Но ведь он просто берег жизни людей, боевая эффективность корабля никак не страдала! Думаю, этому нет оправдания. Вот теперь любят все сваливать на Сталина, а я думаю, это неправильно, ведь были конкретные люди, писавшие доносы и выносившие такие приговоры.

Что касается подводных лодок, то я все же не стал бы ставить себя на место тех, кто посылал их на верную смерть. При этом ни один из командиров не отказался выходить в море, – сказал в интервью Радио Свобода председатель совета петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png