(М.: ИнфоАрт, 1991, с. 9-12; 67-68.)

Князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) - русский философ, в своих публичных лекциях впервые дал целостное, историческое и богословское истолкование древней русской иконы, а также коснулся других вопросов церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры.

Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемълющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству.

Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на наш московский Иван Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвой; а многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвещники. И не одни только золотые главы выражают собою эту идею молитвенного подъема. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего. Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного, - религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма острием, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народными выражениями - «жаром горят» - в применении к церковным главам. Объяснение же луковицы «восточным влиянием», какова бы ни была степень его правдоподобности, очевидно, не исключает того, которое здесь дано, так как тот же религиозно-эстетический мотив мог повлиять и на архитектуру восточную.

Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Бог Саваоф. Иное дело - снаружи: там над храмом есть иной, подлинный небесный свод, который напоминает, что высшее еще не достигнуто земным храмом; для достижения его нужен новый подъем, новое горение, и вот почему снаружи тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени.

Нужно ли доказывать, что между наружным и внутренним существует полное соответствие; именно через это видимое снаружи горение небо сходит на землю, проводится внутрь храма и становится здесь тем его завершением, где все земное покрывается рукою Всевышнего, благословляющей из темно-синего свода. И эта рука, побеждающая мирскую рознь, все приводящая к единству соборного целого, держит в себе судьбы людские.

Так утверждается во храме то внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, - такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре и в живописи. Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена самим святым Сергием Радонежским. По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, «поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной разделенностью мира». Святой Сергий здесь вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников «да будет едино яко же и мы». Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, то есть внутреннее объединение всех существ в Боге. Тем же идеалом вдохновлялось все древнерусское благочестие; им же жила и наша иконопись. Преодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы, - такова та основная тема, которой в древнерусской религиозной живописи все подчиняется.

Глаз радуется при виде старинных соборов в Новгороде, в Пскове, и в московском Кремле, ибо каждая линия их простых и благородных очертаний напоминает об огне, когда-то горевшем в душах.

Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся Церковь и все мирские слои, к ней близкие, от Царя до пахаря.

В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся к верху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.

В этой огненной вспышке - весь смысл существования «Святой Руси». В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России.


Похожая информация.


При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Мастерская письма "Умозрение в красках"

Конспект урока подготовила: Маляренко Кира Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ «Средняя школа № 43 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Петрозаводска, email: [email protected]

В рамках реализации программы музейно-этнографической школы на острове Кижи был проведен цикл мастерских для группы обучающихся 8,10 классов. Мастерская конструирования знаний «Икона в храме» позволила детям получить начальные представления об иконе, ее содержании, языке, символике в богословской и искусствоведческой традициях. Новые знания учеников подкреплялись яркими впечатлениями от общения с природой, памятниками архитектуры, предметами народной культуры, встречами с ведущими специалистами музея-заповедника Кижи. Логическим продолжением мастерской конструирования знаний стала мастерская письма «Умозрение в красках», которая помогла ученикам выразить новые впечатления, представления и размышления, сформулировав их в слове.

Цели проведения мастерской

Образовательные:

  1. Обучение умению строить устное и письменное монологическое высказывание,
  2. Обучение умению грамотно сформулировать собственную мысль, полученные впечатления,
  3. Обучение умению интерпретировать произведение искусства.

Развивающие:

  1. Развитие устной и письменной речи учащихся,
  2. Развитие творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей, компетентностей.

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотизма, чувства уважения к историко-культурным ценностям,
  2. Развитие мотивации к самообучению, самореализации в слове, тексте.

Урок построен как мастерская творческого письма

Педагогическая мастерская – одна из личностно-ориентированных технологий – в качестве планируемых результатов предполагает не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Процесс работы в мастерской предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на собственный субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

С другой стороны, педагогическая мастерская - форма сотрудничества, одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в строительство своих знаний. Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. При этом оценочная деятельность заменена самооценкой и самокоррекцией.

Взаимодействие участников

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера,
  • Предоставление участникам свободы действий в рамках принятых в мастерской правил,
  • Диалоговость – главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества,
  • Чередование индивидуальной и групповой работы.

Оборудование

Мастерская апробировалась в условиях погружения в историко-культурное пространство острова Кижи. В рамках аудиторного школьного обучения необходим иллюстративный материал по теме «Икона в храме», раздаточный материал (фрагмент статьи).

Этапы работы мастерской

I.Индуктор – начало, мотивирующее деятельность каждого. Это задание должно актуализировать личный опыт участника, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.

II.Работа с материалом (с текстом, моделями, схемами индивидуально или в групповом взаимодействии) - это создание творческого продукта:

  1. Деконструкция - разъединение, рассогласование избранных для работ материалов и представлений.
  2. Реконструкция - создание из разрозненных частей своего текста, рисунка, который надо будет предъявить всем участникам мастерской.

III.Социализация – соотношение своей деятельности с деятельностью остальных, предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, оценить гипотетически идеи возможности их реализации.

IV.«Разрыв» (озарение) - скачок от незнания к знанию, новому видению, новому осознанию предмета. Возникает информационный запрос, который решается через любой источник информации в том числе в групповом процессе сотрудничества и сотворчества.

V.Рефлексия (может быть промежуточная или итоговая) каждого участника: НЕ - получил, овладел, записал, узнал, запомнил, А – сделал, открыл, понял, почувствовал, выстроил, создал.

Сценарий занятия

Этап

Деятельность мастера

Деятельность ребенка

Основной вектором данной мастерской можно считать переход от деконструкции общей для всех фразы через личностное восприятие и интерпретацию, конструирование словосочетаний и предложений к формулировке законченной мысли уровня философского обобщения и трансформация ее в текст.

Индуктор

Мастерская начинается с замечательно верного изречения немецкого философа 19 века Артура Шопенгауэра о том, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Величайшим особам. Эту мысль продолжает Кн. Е.Н.Трубецкой, русский религиозный философ, правовед и общественный деятель конца 19 - начала 20 века: «Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили, вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона - больше, чем искусство. Ждать приходится долго в особенностив виду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет».

Задание мастера: вчитайтесь (вслушайтесь), постарайтесь понять, почему приходится “долго ждать”? Объясните, как вы понимаете мысль Трубецкого? Аргументируйте ваше согласие-несогласие.

Ученики высказывают следующие предположения:

Икона с первого взгляда обычна (трудна, непонятна, неинтересна....),

Сюжеты и символы икон необходимо знать, скрытые смыслы недоступны, необходимо понимание особого языка иконы, истинное изображение выявляется после долгого всматривания...,

К иконе приходят с молитвой…,

Доверить сокровенное иконе можно лишь тогда, когда начнешь «чувствовать», «понимать» ее, на это нужно время, с другой стороны, изображения – святые - вглядываются в нас, чтобы заговорить, надо знать - с кем,

Икона открывает окно в божественный мир, изображенный - только посредник между мирами, а тайное, запредельное не скоро открывается, необходимо время на «настройку» себя на вечное, на отказ от всегдашней суеты...

Деконструкция

После общего обсуждения мастер читает и затем раздает фрагмент лекции Е. Трубецкого (название текста «Умозрение в красках» не сообщается ученикам на этом этапе мастерской).

Текст лекции в Приложении 1.

Задание 1 к тексту: выписать ключевые, важные для понимания мысли автора, фразы, предложения, словосочетания, слова, разделив их на “положительные” и “отрицательные” (+ и -).

Работая сначала индивидуально, затем коллективно участники мастерской получают два контрастных поля: “темное” - поле непонимания иконы, равнодушного забвения ее и “светлое” - поле необычной красоты, живописной яркости, жизнерадостности русской иконы, узреть, понять и принять которое можно, лишь проделав трудный и долгий путь души.

Мастер сообщает, что публичная лекция Кн. Е.Н.Трубецкого о древнерусской иконе, с фрагментами которой мы работаем, называется «Умозрение в красках».

Задание 2 к тексту: попробуйте, работая в группах, расшифровать, дать свое понимание образного выражения автора: икона - “умозрение в красках”.

Варианты ответов учеников:

Вглядываясь в икону, мы видим больше, чем понимаем;

Икона - загадка для не знающего ее языка;

Человек, подготовленный к восприятию иконы, понимает больше, чем видит, т.е. видит огромное сокрытое, стоящее за немногим видимым;

Краски иконы - способ выражения мира невидимого;

Краски - материальные средства, «камни для строительства дома духовного»...

Задание 3 к тексту: запишите фразу: «Икона - «умозрение в красках». Подберите словесное поле каждого из 4 корней данного высказывания (слова-ассоциации, синонимы, антонимы и т.п.)

В ходе индивидуальной и коллективной работы получается следующее:

- икона - видимое изображение невидимого, «библия для безграмотных», храм, божественное, горнее, окно в небытие, образ, посредник, свет, дух, вера, лики святых, крест, алтарь, символика..

- ум - разум, понимание, умение, мысль, связь, общение, мышление, мудрость, сила воли, характер, опыт, учение, разумность, разумение, постижение...

- зрение - видение, видение, видимость, «кажимость», способность видеть, различие, счастье, окно в прошлое, инозрение, мир видимый и невидимый, взгляд, восприятие...

- краски - творить краски, творило, красота, кисть, мерцание, яркость, блеклость, сочность, свет, язык цвета, впечатление, пятна, живопись, художественные средства...

Задание 4 к тексту : Корни двух словесных полей «ум-» и «зрен-» составляют сложное слово «умозрение». Составьте возможные словосочетания из элементов словесных полей этих двух корней (например: разумное видение, связь видимости и «кажимости» и т.п.)

Ответы учеников:

  • понимание мудрости, способность различать, видеть невидимое,
  • «кажимость» умения,
  • связь с видимым и невидимым миром через «окно» - общение,
  • упорство вглядывания,
  • понимание мысли,
  • опыт разговора с иным миром,
  • мудрость инозрения,
  • слепота знаний,
  • чувство видимости,
  • видимое знание,
  • связь восприятия и разумения,
  • мудрый дух и ум дают нам инозрение...

Задание к тексту 5: объедините полученные словосочетания со словами третьего поля – «икона» (например: понимание мудрости храма, способность различать и открывать символы иконы…)

Ответы учеников:

  • видение и понимание божественной красоты;
  • мудрость инозрения, кода мир горний удостаивает нас нам открыться;
  • понимание мира веры;
  • творение мысли о храме, Боге, образе...;
  • изучение «библии для безграмотных»;
  • уразуметь законы тайного;
  • способность видеть посредников между двумя мирами;
  • упорный взгляд открывает мудрость веры;
  • мудрость инозрения есть свет;
  • умение видеть и понимать невидимое дает нам стойкость духа...

Задание к тексту 6: введите в свои фразы слова четвертого поля – «краски», помня о том, что краски - средства видимого изображения мира невидимого.

Ответы учеников:

  • яркая способность понимать мир веры, язык иконы;
  • тайный мир изображен сочно, выпукло;
  • нам дано счастье видеть божественное;
  • материальное изображение нематериального открывает человеку понимание всеобщих связей;
  • дом духовный, божественный, строится, оказывается, с помощью досок, кистей, красок и пр.; внешнее впечатление дает пищу для внутреннего размышления, созревания души...

Реконструкция

Задание: выделите, подчеркните важнейшее для вас словосочетание. Оно станет названием текста, над которым вы будете работать, используя необходимый лексический материал мастерской.

Примеры в Приложении 2

Социализация

Социализация проходит после каждого задания во время представления работ, когда каждый обнародует свое, выслушивает других, дополняет свои записи необходимой лексикой.

«Разрыв»

В данной мастерской «разрыв» может произойти на любом этапе. Это зависит от способности детей отойти от обыденности, привычной школьной тематики, проникнуть в непривычный контекст, расширить его, удивиться неожиданным образам, сформулировать абстрактно-логическую мысль и написать текст умозрительного содержания.

Рефлексия

В процессе рефлексии должно происходить осмысление результата и метода собственной деятельности; осознания собственной деятельности в сопоставлении с деятельностью других; понимание уровня своего мастерства и творчества.

Приложение 1

Публичная лекция «Умозрение в красках» (фрагмент)

«Нет ни малейшего сомнения в том, что иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся под этой копотью. Только теперь... мы увидели эти краски отдаленных веков и миф о «темной иконе» разлетелся окончательно. Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие нашего неумения хранить эти памятники старины.

С этим нашим незнанием красок древней иконописи до сих пор связывалось и полнейшее непонимание ее духа... Оставалось непонятным самое существенноеи важное, что есть в русской иконе - та несравненная радость, которую она возвещает миру. Теперь, когда икона оказалась одним из самых красочных созданий живописи всех веков, нам часто приходится слышать об изумительной ее жизнерадостности...».

Кн. Е.Н.Трубецкой

Приложение 2

Фрагменты текстов участников мастерской

Стойкость духа. Сильный дух человека поддерживает вера. Вера в Бога. И помогает нам в этом икона. Икона заключает в себе тайный смысл, послание из прошлого, опыт предков. Во все времена своего существования икона символизировала веру, а вера наставляла людей на правильный путь. Икона и вера вечны. Значит, будет стойким дух человека.. Дух (на мой взгляд) - это жизненная сила человека. Человек без веры угасает. Вот почему понимание, умение видеть невидимое в иконе открывает перед нами новый мир, окно в вечное. Человек, имея веру, обретает цель своей жизни. И в достижении этой цели ему помогает стойкость духа - вера.

Мудрый взгляд в инобытие. Икона является связью, посредником между миром земным и божественным. Но способность увидеть горний, невидимый мир дана не каждому человеку. Только внимательный, умный человек может заглянуть в мир веры, и не только взглянуть на него, но и понять. Беглый, невнимательный взгляд не может обеспечить понимание смысла иконы, только мудрый взгляд поможет человеку проникнуть в инобытие, осознать его. И тогда икона перестанет быть непонятной, чуждой, равнодушной, ее необычайная красота и яркость красок откроют божественный мир.

Мудрость инозрения есть свет. Человеческому взгляду доступен весь мир. Мы подходим к окну и видим знакомую улицу, скамейку, сквер. Все это привычно для нас, это повседневность. Но вот мы приходим в музей, на выставку, в храм. Здесь для нас все ново, но зачастую на наших лицах остается все то же скучающее и безразличное выражение. Это происходит от того, что мы не пытаемся понять и прочувствовать увиденное нами. Упорный взгляд открывает мир. Мир, окружающий нас, велик, даже огромен, но он станет еще больше, если мы научимся видеть и понимать его мудрость. В этом случае перед нами открывается мир без границ, не просто душа становится светлее, но мир становится светлее и ближе. Благодаря нашему умному взгляду, окружающий мир удостаивает нас нам открыться.

Мудрость разговора с иконой. Человек должен быть мудрым и знающим, чтобы суметь открыть душу и разговаривать с иконой. Человек, не знающий, о чем говорить и как, открывается ей напрасно. Но, если он чувствует и понимает, что говорить и как открыть свою душу, он будет услышан...

Понимание священного образа. Когда человек входит в храм, его всегда окружают иконы... Но только той иконе, в которой человек “найдет” понимание, он сможет открыть свою душу... Но и икона не станет открываться каждому человеку...Когда мы смотрим на образ, то и он смотрит на нас, так проявляется неразрывная связь между Богом и человеком...

Понимание способности видеть. Понимать то, что ты видишь, - это значит понимать окружающий мир. Понимать, почему ты видишь мир таким, какой он есть, его смысл, - значит научиться понимать смысл жизни… Люди, которые понимают смысл жизни, могут узреть в обычных явлениях то, что не увидит никто другой. Такие люди общаются между собой на недоступном обычным людям уровне.

Способность увидеть мир иной. Для того, чтобы увидеть мир иной в иконе, нужно знать, о чем она нам говорит, и не быть слепым...понять, что икона - это не просто картина, а ключ к миру иному...

Икона - неразрывное единство с храмом. Видели вы когда-нибудь храм без икон? Конечно, нет. Они составляют основу храма, являясь строительным материалом духовного дома. Икона и храм взаимно дополняют друг друга. Храм - это мир святых, а иконы изображают этот мир. Без икон храм пуст, и он умирает..

В разделе на вопрос Почему Е. Трубецкой назвал русскую икону «умозрением в красках»??? заданный автором Допроситься лучший ответ это Потому что икона - это мир пространства в обратной перспективе - по Флоренскому - окно в мир Бога, икону нужно не рассматривать, с точки зрения художественной ценности, но созерцать в ней отблеск божественной реальности - это и есть умозрение, а поскольку иконы писались красками, Е. Трубецкой и назвал их умозрением в красках 🙂

Ответ от спросонок [гуру]
Академик РАН Раушенбах, математик и тополог, занимался изучением построения пространства древнерусских икон, т. н. обратной перспективой. Так вот он утверждал, что выше русской иконы VX-VXI вв мировая живопись ничего не создала. Икона обращается к разуму человека, живопись эпохи ренессанса обращается к его чувству, а модернизм обращается к подсознанию. Это - явная эволюция от человека к обезьяне.


Ответ от Невроз [гуру]
Настоящие "Этюды по русской иконописи" возникли в дни великой мировой войны и были завершены в дни русской революции. Первые два были изданы в виде отдельных брошюр, а последний появился в "Русской мысли" (январь 1918 года) . Естественно, что читатель найдет в них отзвук катастрофических событий, пережитых Россией за последние годы. Это - не простая случайность. Именно катастрофические переживания наших дней сделали автору понятным древнее русское религиозное искусство, также зародившееся в дни тяжких испытаний и дававшее ответ на великие страдания народные.
Вот почему, издавая вновь эти этюды, я не считал нужным менять в них того, что было вызвано условиями времени. Пусть они носят печать той эпохи, когда они возникли. Евгений Трубецкой Москва, 22(9) сентября 1918 года

В этих словах мы имеем конкретное изображение того нового плана бытия, где закон взаимного пожирания существ побеждается в самом своем корне, в человеческом сердце, через любовь и жалость. Зачинаясь в человеке, новый порядок отношений распространяется и на низшую тварь. Совершается целый космический переворот: любовь и жалость открывают в человеке начало новой твари. И эта новая тварь находит себе изображение в иконописи: молитвами святых храм Божий отверзается для низшей твари, давая в себе место ее одухотворенному образу. Из иконописных попыток - передать это видение одухотворенной твари - упомяну в особенности о замечательной иконе пророка Даниила среди львов, хранящейся в петроградском музее императора Александра III. Непривычному глазу могут показаться наивными эти чересчур нереальные львы, с трогательным благоговением смотрящие на пророка. Но в искусстве именно наивное нередко граничит с гениальным. На самом деле несходство тут вполне уместно и допущено, вероятно, не без умысла. Ведь предметом изображения здесь и на самом деле служит не та тварь, которую мы знаем; упомянутые львы, несомненно, предображают новую тварь, восчувствовавшую над собой высший, сверхбиологический закон: задача иконописца тут – изобразить новый, неведомый нам строй жизни. Изобразить его он может, конечно, только символическим письмом, которое ни в каком случае не должно быть копией с нашей действительности.

Основной пафос этого символического письма особенно ярко раскрывается в тех иконах, где мы имеем противоположение двух миров - древнего космоса, плененного грехом, и мирообъемлющего храма, где этот плен окончательно упраздняется. Я говорю о часто встречающихся в древней новгородской живописи изображениях "царя космоса", которые имеются, между прочим, в петроградском музее императора Александра III и в старообрядческом храме Успения Святой Богородицы в Москве. Икона эта разделяется на две части: внизу в подземелье, под сводом, томится пленник - "царь космос" в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Здесь мы подошли к центральной идее всей русской иконописи. Мы видели, что в этой иконописи всякая тварь в своей отдельности - человек, ангел, мир животный и мир растительный - подчиняется общему архитектурному замыслу: мы имеем здесь тварь соборную или храмовую. Но во храме объединяют не стены и не архитектурные линии: храм не есть внешнее единство общего порядка, а живое целое, собранное воедино Духом любви. Единство всей этой храмовой архитектуре дается новым жизненным центром, вокруг которого собирается вся тварь. Тварь становится здесь сама храмом Божиим, потому что она собирается вокруг Христа и Богородицы, становясь тем самым жилищем Святого Духа. Образ Христа и есть то самое, что сообщает всей этой живописи и архитектуре ее жизненный смысл, потому что собор всей твари собирается во имя Христа и представляет собою именно внутренне объединенное Царство Христово в противоположность разделившемуся и распавшемуся изнутри царству "царя космоса" Царство это собрано в одно живым общением тела и крови. И вот почему олицетворение этого общения - изображение Евхаристии - так часто занимает центральное место в алтарях древних храмов.

Но если во Христе Богочеловеке наша иконопись чтит и изображает тот новый жизненный смысл, который должен наполнить все, то во образе Богоматери - Царицы Небесной, скорой Помощницы и Заступницы, она олицетворяет то любящее материнское сердце, которое чрез внутреннее горение в Боге становится в акте богорождения Сердцем вселенной. Именно в тех иконах, где вокруг Богоматери собирается весь мир, религиозное вдохновение и художественное творчество древнерусской иконописи достигает высшего предела. В особенности замечательна в древней новгородской живописи разработка двух мотивов - "О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь" и "Покров Божией Матери".

Как видно из самого названия первого мотива - образ Богоматери утверждается здесь в его космическом значении, как "радость всей твари". Во всю ширину иконы на втором плане красуется собор с горящими луковицами или с темно-синими звездными куполами. Купола эти упираются в свод небесный: словно за ними в этой синеве нет ничего, кроме Престола Всевышнего. А на первом плане на престоле царит радость всей твари - Божия Матерь с Предвечным Младенцем. Радость твари небесной изображается ангельским собором, который образует собою как бы многоцветную гирлянду над головою Пречистой. А снизу стремятся к Ней со всех сторон человеческие фигуры - святые, пророки, апостолы и девы - представительницы целомудрия. Вокруг храма вьется райская растительность. В некоторых иконах соучаствуют в общей радости и животные. Одним словом, именно тут идея мирообъемлющего храма раскрывается во всей полноте своего жизненного смысла; мы видим перед собою не холодные и безразличные стены, не внешнюю архитектурную форму, которая все в себе объемлет, а храм одухотворенный, собранный любовью. В этом заключается подлинный и полный ответ нашей иконописи на вековечное искушение звериного царства. Мир не есть хаос, и мировое порядок не есть нескончаемая кровавая смута. Есть любящее сердце матери, которое должно собрать вокруг себя вселенную.

Иконы "Покрова" Пресвятой Богородицы представляют собой развитие той же самой темы. И тут мы видим Богоматерь в центре которая царит на облаках на фоне храма. Об лака эти на некоторых иконах заканчиваются орлиным клювом, что указывает на то, что они представляются одухотворенными; точно так же к Богоматери с разных сторон стремятся ангелы, расстилающие покров над Ней и над собором святых, собранным вокруг Нее и у Ее ног. Только покров, осеняющий все и всех и потому как бы мирообъемлющий, придает этой иконе особый смысловой оттенок. В музее императора Александра III в Петрограде имеется икона Покрова новгородского письма XV века, где как раз разработка этой темы достигает высшего предела художественного совершенства. Там мы имеем не что большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ними святыми, точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери, освященный многочисленными изнутри горящими глазами, которые светятся, словно огневые точки. Именно в таких богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии. Тут мы имеем не только симметрию в расположении отдельных фигур, но и симметрию в духовном их движении, которое просвечивает сквозь кажущуюся их неподвижность. К Богоматери, как недвижному центру вселенной, направляются с обеих сторон симметрические взмахи ангельских крыльев. К Ней же симметрически устремлено со всех концов движение человеческих очей, причем именно благодаря неподвижности фигур это скрещивание взоров в одной точке производит впечатление неудержимого, всеобщего поворота к грядущему Солнцу вселенной. Это уже - не аскетическое подчинение симметрии архитектурных линий, а Центростремительное движение к общей радости. Это - симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной. Словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений.

В том же значении архитектурного центра и центрального светила является на множестве древних икон - новгородских, московских и ярославских – София Премудрость Божия. Здесь вокруг Софии, царящей на престоле, собираются и силы небесные ангелы, образующие словно венец над ней и человечество, олицетворяемое Богоматерью и Иоанном Предтечей. В настоящем докладе я не стану распространяться о религиознофилософской идее этих икон, о которой я уже говорил в другом месте; здесь будет достаточно сказать, что по своему духовному смыслу они очень близки к иконам богородичным. Но в смысле чисто иконописном, художественном иконы богородичные только что упомянутые, гораздо полнее красочнее и совершеннее. Оно и понятно: икона Святой Софии Премудрости Божией выражает собою еще не раскрытую тайну замысла Божия о твари. А Богоматерь, собравшая мир вокруг предвечного Младенца, олицетворяет Собою осуществление и раскрытие того же самого замысла. Именно эту соборную, собранную воедино вселенную замыслил Бог в Своей Премудрости: именно ее Он хотел; и именно ею должно быть побеждено хаотическое царство смерти.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png