Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные :

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные :

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные :

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные :

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные :

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные :

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; листы самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в новую тему.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое ).

– Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни. (Задание на доске)

– Вам сейчас предстоит определить тему урока. УУД личностные

– Кто определил тему урока? (Имя существительное )

III. Сообщение темы и целей урока.

– Верно. Тема урока «Имя существительное». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное», развивать умение работать над ошибкоопасными местами в слове, называть орфограмму. В листах самоконтроля вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.

IV. Чистописание.

– Начнём путешествие с минутки чистописания. Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков (упражнения для пальчиков ).

– Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

– Сегодня мы вспомним написание прописных букв В, К, Н, Ю. Запишем эти буквы в сочетании с верхней петелькой (учащиеся прописывают буквы после показа учителем ).

V. Орфографическая минутка.

– А сейчас орфографическая минутка.

На доске запись : к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б

– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д. ) УУД коммуникативные

– Давайте соберём из букв слова.

(Учащиеся собирают из букв слова, ученик записывает их на доске, называет и объясняет орфограммы, остальные записывают слова в тетрадь. Н-р: река, земляника, снег, город и другие. )

– Молодцы! Вы нашли и объяснили все орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?

– Теперь скажите, какие виды заданий вы бы предложили для данных слов? (разбор слова по составу, фонетический разбор слов, составить со словом предложение ). Хорошо!

VI. Работа по теме урока.

1. Слова, обозначающие предмет. УУД регулятивные

– Что обозначают эти слова? Назовите одним словом. (Предметы)

– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)

На доске появляется карточка: ПРЕДМЕТ

– Какое открытие сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы )

– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей )

2.Упражнения на группировку. УУД познавательные

– Распределите слова в две группы.

Сладкий, кошка, умный, ученик.

– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета )

– А кошка – это тоже предмет? (Да)

– Если это предмет, то какой? (Живой )

– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы )

– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы )

– Что у меня в руках? (Мяч )

– Какой вопрос я задам? (Что? )

– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что? )

На доске появляется карточка: ЧТО?

– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто? )

– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто? )

На доске появляется карточка

КТО?

– В русском языке принято называть такие слова одушевлёнными и неодушевлёнными.

Информация об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

УУД личностные

– Выполните следующее задание.

VII. Физкультминутка.

VIII. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра в слова. УУД коммуникативные

– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся)

– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)

– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да )

– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное )

УУД познавательные

– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.

– Вот мы и познакомились с первым жителем страны с необычным названием Речь.

– Как его зовут? (Имя существительное )

На доске появляется карточка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

– Если мы с вами жители села Брилякова, то слова тоже жители, только страны Речь и являются его частью.

– Так как назовём этого жителя? (Часть Речи )

На доске появляется карточка: ЧАСТЬ РЕЧИ

– В ходе урока у нас появились опорные слова, из которых мы сейчас составим схему нашего ответа. УУД познавательные

2. Обобщение . УУД познавательные

– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ )

IX. Закрепление.

1. Имена собственные и нарицательные.

– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)

(Ученик берёт мяч, подбрасывает его и называет слова)

– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д. )

– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные )

– Какое открытие сделали? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными )

2. Изменение имён существительных по числам.

– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа )

– Поиграем в слова. УУД регулятивные

Если я назову слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.

3. Наблюдение над ролью имён существительных. УУД личностные

– Откройте учебник на странице 13. Выполним упражнение 389.

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся )

– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет )

4. Упражнение в классификации имён существительных.

УУД коммуникативные

– А сейчас выполним упражнение 391. В каждую группу слов напишите ещё по два слова. Когда работа будет закончена, поменяйтесь тетрадями и проверьте как выполнил упражнение ваш сосед. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение )

X. Итог урока

– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?

– Какие орфограммы повторили на уроке?

– Какие задания понравились на уроке?

– Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. В листах самоконтроля вы оценивали свою работу. Мне очень понравилось как вы работали. Каждый из вас получит оценку после того, как я сравню свою оценку с вашей.

Рефлексия



Ользонова Тамара Максимовна

Русский язык

7 класс

Имя существительное – часть речи.

Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цели урока:

1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными

2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;

Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.

Используемые компоненты УМК:

1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год

2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год

Методическая литература:

    Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;

    Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;

    Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;

    В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»

Ход урока

Этап урока:

(деятельность учителя и ученика)

Время

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

1 мин.

Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191 .

Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.

2 мин

Вступительное слово

Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?

Незнайка

Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?

Знайка.

Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Работа по закреплению темы «Части речи»

Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.

    Из чего состоит наша речь?

    Какие части речи вы знаете?

    На какие вопросы отвечает имя существительное?

    На какие вопросы отвечает глагол?

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.

Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.

Гл. Прил. Сущ.

Стоит красивый диван.

Маленькая девочка рисует.

Летит сизый голубь.

3 мин.

Физминутка

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!

2 мин.

Новый материал

Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)

Имя существительное как часть речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

2 мин.

Сообщение цели и темы урока

Упражнения на размышление

Работа в тетради

Вывод:

Индивидуальная работа по карточкам

1 ученик у доски, остальные в тетради.

Вывод:

Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?

Это ребусы.

Какие слова получились?

1. Уши, столб, дятел, бабочка.

Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)

Запись слов в тетрадь.

- Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. (Ученик читает записку)

Поставьте к словам вопрос

Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос

Уши, столб – что?

Дятел, бабочка – кто?

Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!

Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.

    Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.

    Докажите, что это существительные!

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.

6 мин.

Работа с учебником

Стр.84 правило 1

В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)

А вот и крыша нашего дома

3 мин.

Имя существительное


Что вы знаете о словах этой части речи?

Отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет

Это будет первый этаж нашего дома.

Кто? Что?

Предмет


Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка (сигнальные карточки)

Упражнение на размышление

Вывод:

Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.

Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)

- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.

Воздух

- походит оно?

Подходит

Докажите

Отвечает на вопрос что?

_ Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)

Холод. Встреча. Радость.

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)

Да и нет.

Мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)

Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.

Ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.

Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.

7 мин.

Интересное событие

Вывод:

У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)

Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.

-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.

Физкульт- Минутка

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

2 мин.30 сек.

Закрепление изученного

I группа – стр. 85

Упражнение 214

II группа – стр. 84

Упражнение 213

III группа-

Работа по карточкам

Проверка. Оценивание.

Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

10 мин.

Итог урока

Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

3 мин.

Домашнее задание

    Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)

2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

    Работа по карточкам (Петя, Антон)

    Стр. 84 правило

1 мин.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

1мин.

Самоанализ урока.

Урок русского языка.

    Тема урока : Имя существительное – как часть речи.

    Тип урока : Комбинированный. Изучение нового материала.

    Вид урока : Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

    Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.

    В ходе урока были учтены возможности данного класса.

    Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цели урока:

    Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.

    Закреплять навык группировки слов по значению.

    Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

    Воспитывать вежливость, культуру диалога.

    Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

    Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.

Речи:

    Актуализация знаний (определение частей речи).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).

    Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).

    Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

Памяти:

    Развитие мелкой моторики рук.

    Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

    Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).

    Физкультминутка.

    Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

Мышления:

    Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).

    Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

    Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

    Закрепление изученного материала (работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)

    Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

    Рефлексия.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.

II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

    Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

«Имя существительное

как часть речи».

в 5а классе, учитель Евдокимова Н. А.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока:

1. создать условия для ознакомления с обобщенным лек­сическим значением имени существитель­ного; организовать работу по формированию понятия «имя сущест­вительное»;

2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявле­ние отношения противоположности); пов­торение, правопи­сания безударных гласных, парных соглас­ных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;

3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Межпредметная связь с уроками матема­тики

Ход урока.

    Организационный момент.

    Организация учащихся.

В класс крадётся тишина, Подожди её пока, Ну, а чтобы подождать Надо просто замолчать. Раз, два, смолк звонок, Три – ротик на замок, На четыре помолчи, А на пять – урок начни!

    Организация рабочего места учащихся.

Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.


II . Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку я, вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь!

    Записать число, классная работа

III . Словарная работа.

Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.

с о бака к а ртофель п е нал

м о рковь г е рой

г о рох

ябл о ко

п о беда

п о м и дор

Проверьте работу.

IV . Изучение нового материала.

- В некотором царстве, которое назы­вается Русский язык, есть город Морфоло­гия. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.


Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты .

И будем с ними мы дружить,

Что объединяет эти выделенные слова? (Они обоз­начают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечаю­щих на вопросы кто? что?

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

А как называются эти слова, вы вспомните, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.


1

(имя сущест­вительное.)

Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:

Имя существительное - это...

1) часть речи, которая обозначает дейс­твие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает пред­мет и отвечает на вопросы кто? что?

3) часть речи, которая обозначает приз­нак предмета и отвечает на вопросы ка­кой? какая? какое? какие?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.


А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, жи­вотных, неживые предметы, вещества, яв­ления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.

VI . Закрепление нового материала. )

(ученики читают)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Игра.

- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили дру­гие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.


Выполните задание.

повар

Варить

Варёный

цветок

Цвести

Цветной

старушка

стареть

старый

коля

- В каком столбике имена существи­тельные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?

Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)

Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)

Пословица: Газета для человека, что ок­но для дома.

- Объясните смысл пословицы, запи­шите ее по памяти. Подчеркните имена су­ществительные.


Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

- Назовите в загадке имена существи­тельные и все орфограммы.

(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинн ый, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)

- Подберите родственные слова к существительному горох и выделите ко­рень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

1) Назвать существительные.

2) Подчеркнуть главные члены предло­жения.

3) Назвать словосочетания.

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка

- Слова, какой части речи использовали?

VII . Итог.

- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)

Цель: обобщить полученные ранее знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; формировать умения выделять в речи и правильно употреблять

имена существительные;

Способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать, группировать слова по признакам;

воспитание мотивации к учению.

Тип урока: урока : комбинированный

Но вначале мы должны узнать имя нашего героя. Ведь так?

В. Л. О. С. О - буквы по классу спрятаны.

СЛОВО.

3. Повторение и обобщение изученного материала.

Вот вы и назвали имя героя, в гости к которому мы и оправляемся.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Поговорим о словах – существительных.

Какие значения предметности вы можете назвать?

( Дополнить по одному слову – устно).

Люди: старик, девушка,…

Животные: мышь, попугай, …

Растения: береза, овощи,…

Предметы быта: посуда, сапоги,

Явления природы: метель, дождь, …

Географические названия: пустыня, наводнение, …

Вам надо было записать слова из словаря, вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово и доказать, почему оно лишнее?

Какое слово вы нашли. Докажите, что оно лишнее.

. Бонемент, Б. ндероль, кв. танция, кл. ент, т. леграф, п. чтамт, .п. рация,.бр. зование,

.бр. зовывать, ф. йе, кв. л.фикация, .теч. ство, .ску..тво.

Вы должны были записать данные слова в три столбика:

Ж. р. м. р. ср. р.

Бандероль, клиент, образование,

Квитанция, абонемент, фойе,

Операция, телеграф, искусство,

Квалификация, почтамт, отечество.

(Самопроверка) .

Какие слова можно объединить одним словом?

(Почта - почтамт, бандероль, клиент, квитанция, операция, телеграф).

Составьте со словом Бандероль Предложение, запишите его, подчеркните главные члены предложения. Над лексическим значением этих слов мы будем с вами работать на следующем уроке.

О каком грамматическом признаки имени существительного вы должны были помнить, записывая слова в три столбика.

Какие ещё грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Одушевлённое. Неодушевлённое Собственное/нарицательное. Род: м. р., ж. р., ср. р. Число: ед., мн. Падеж: И. п. Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.

Сегодня мы ещё раз повторим и обобщим знания о грамматических признаках имени существительного.

ИГРА: « Третий лишний» (Карточки).Два варианта заданий.

В каждом ряду слов узнай лишнее существительное по одному из грамматических признаков (Карточки) :

1. Столяр, станок, повар; Одуш/неодуш

подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, стекло, стекольщик; Собств./нар .

Шира, село, Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло, стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, игла, пяльцы; число

молоток, шипцы, рубанок.

5. Под окном, над окном, у окна; падеж

О маме, к маме, по маме.

2 вариант. (Убери выделенные слова).

1. Столяр, Станок , повар; Одуш/неодуш

Подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, Стекло , стекольщик; Собств./нар .

Шира, Село , Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло , стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, Игла , пяльцы; число

молоток, Шипцы, рубанок.

Доказать, какое слово лишнее .

Какое из всех слов можно отнести к данной схеме? Докажи.

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

Подружка – разобрать как часть речи.

Подружка – сущ., одуш.. нариц., ж. р., ед. ч., 1 скл.

Придумайте предложение с данным словом, чтобы оно было главным членом предложения.

Моя подружка Настя хорошо поёт .

Второстепенным членом предложения:

Мы с подружкой Настей ходим на занятия кружка « Маленькая хозяюшка».

Какой частью речи является слово подружка? Докажи, используя схему.

Учебник, стр. 78.

О каком грамматическом признаке существительного мы ещё не говорили?

(о склонении).

Пользуясь таблицей, которая есть у вас, определи, чем похожи и чем различаются слова: ночь, ночка, ночник.

Разбери эти слова по составу слова. А какое время суток изображено на нашей картине? Назови грамматические признаки этого существительного (день).

Когда, я работа над составлением плана урока, то ваш учитель географии, увидев замок на берегу озера, сказала « Какой красивый ЛАНДШАФТ», но я не знаю, что

Означает данное слово, т. е. его лексическое значение.

Поэтому на Домашнее задание вам : узнать у учителя географии как толкуется значение этого слова, правильно записать это слово, подчеркнуть , записать лексическое значение, разобрать Слово ландшафт как часть речи .

А я найду значение в словаре Ожегова. Посмотрим, как толкуется значение одно и тоже слова в разных источниках.

А сейчас продолжим говорить о именах существительных.

Работа по учебнику стр. 76, упр. № 106 – выписать имена собственные.

Как пишутся имена собственные?

О каких словах – существительных мы не говорили?

(несклоняемых).

Знакомство со словами и их значением.

Учебник, стр. 72. Запомнить написание данных слов.

Итак, наше путешествие подошло к концу.

Так кто живёт в замке? Какие слова там живут?

Посмотри на замок, на природу, что его окружает. Назови слова – имена существительные, называя их грамматические признаки. Что интересного вы услышали, называя слова(нет одушевлённых предметов). А кто, по – вашему, мог жить в замке?

(Король. Принцесса. Животные).

Что нового узнали на уроке?

(слово может иметь грамматические признаки и лексическое значение).

4.Оценки. Рефлексия.

Как вы понимаете пословицу:

« Доброе слово построит, а злое разрушит».

У каждого на парте лежат имена существительные, выбери те существительные, которые могут прибавить радости, любви, тепла. Окружим ими наш замок

А какой частью речи будут являться эти слова? Какие грамматические признаки указывают на это?

Карточки со словами:

Тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта, Честность, справедливость, праздник.

Запомните, пожалуйста, что:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает так сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Имя существительное как часть речи»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Т.В.,

МБОУ «ООШ №8»

Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

  1. Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия

2 . Лингвистическая разминка.

На доске предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

– Обозначьте изученные орфограммы.

Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология-огромная страна, а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
3. Постановка проблемы и задач урока
- Правильно, это имя существительное.

Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться , каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.(Приложение№1)

Отправляемся в путь!

4. Работа по теме урока

1 остановка «Опознаватнльная»

Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в упражнении 397 (Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? (Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».

Давайте с вами вспомним, что же такое имя существительное и его основные признаки.

Самопроверка по учебнику.Результаты оцените по 5бальной системе

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. Я диктую группу слов, а вы должны выписать лишнее и определить по какому признаку оно лишнее.

  • Олень, дочь, мужчина. (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. (собств.)
  • Песня, море, листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.(Слова-бык, окно, мышь)

4.«Синтаксическая»

И мена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Физминутка

А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

(Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

Запишем стихотворение и определим род и склонение всех имен существительных.

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.(С. Аксаков)

7) Сочинение – миниатюра.

А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине за окном, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

5. Итог урока..

1.Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

2. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - улыбнитесь, если "нет" - нахмурьтесь. Спасибо, ребята.

3. Выставление оценок.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png