4 класс. Тема: Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна

Цели: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, её богатствам.

Ход урока

1.Орг. момент.

Слайд 1.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.

Дети разделены на 4 группы: астрономы, историки, географы, экологи
- Перед нами стоит важный вопрос. Каждая группа должна рассказать, что такое окружающий мир со своей точки зрения. Но сначала разминка.

2.Тест «Земля и человечество»

Мы закончили изучать раздел «Земля и человечество».

Слайд 2.

Предлагаю вам выполнить тест.
Каждой команде (каждому ученику) раздаются карточки с заданиями, пустые карточки для записи правильных ответов (один на группу, совещаются и записывают ответ).
Задания для теста прилагаются (97 Кб).
Проверка по слайду.

Молодцы!
- Ещё на уроке нам пригодятся следующие термины.

Слайд 3.

3. Словарный диктант. Вопросы задаёт учитель. После каждого ответа проверка по слайду (ответы появляются по нажатию кнопки мыши по одному).

Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия)
- Наука, изучающая прошлое. (История)
- Хранилище документов. (Архив)
- Специалист, изучающий астрономию. (Астроном)
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология)
- Запись событий год за годом.(Летопись)
- Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.(Археолог)
- Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета…-всё это…(Исторические источники)

Хорошо! Все эти знания пригодятся вам для последующей работы.

Физ. минутка.

4. Основной этап. Кроссворд.

Вот и подошло время дать ответ на важный вопрос «Что такое окружающий мир?» Слайд 4 (только заголовок). Каждая группа даст ответ со своей точки зрения. Для этого вы разгадаете кроссворд и найдёте ключевое слово.
Кроссворды для каждой группы прилагаются: экологам - 29,5 Кб ; астрономам - 103,5 Кб ; географам - 102 Кб ; историкам - 109,5 Кб .
Ключевые слова найдены. Проверка по слайду (появляются слова: ВСЕЛЕННАЯ, ПЛАНЕТА, ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ).
- А теперь вы должны подтвердить и защитить свой ответ.

5. Практическая работа.

Астрономы собирают модель Солнечной системы (лист бумаги, изображения планет, Солнце, клей).
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Географы собирают карту полушарий (лист бумаги с нарисованными полушариями, контуры материков, клей).
- Узнайте и подпишите материки и океаны.

Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.

Экологи работают с картой мира (карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч).
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.

(Группы работают одновременно)
Проверка.
Каждая группа представляет свою работу и защищает её (отвечает на вопросы).

Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты)
- Какое у них общее название? (Небесные тела)

Вопросы к географам:
- Что изображает карта?(Материки, океаны, поверхность Земли). Назовите и покажите их.

Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы?
- Как с точки зрения историков называются эти предметы?

Вопросы к экологам:
- Что такое Всемирное наследие?
- Что включает Всемирное наследие?(Природное и культурное)
- Назовите объекты Всемирного наследия.

После каждого названия показ слайдов.

Слайд 5 - Большой каньон

Слайд 6 - водопад Игуасу

Слайд 7 - водопад Виктория

Слайд 8 - Московский Кремль

Слайд 9 - озеро Байкал

Так что же объединяет все эти достопримечательности?
- Как надо относиться ко всему этому?
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем посёлке достопримечательности, которые тоже нужно сохранять и беречь?
- Помимо этого, что ещё должны беречь? (Растительный и животный мир)

6. Итог.

Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?

Слайд 4.

Что является для человека домом? (Планета Земля)
- Что важно понять каждому человеку?

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».

Земля и человечество

Одним из первых отечественных ученых, кто заговорил о Земле как живом организме, был В.И. Вернадский. Еще в 1911 и 1912 гг. он сделал два доклада в Российской Императорской Академии наук, где призывал ученых исследовать самый загадочный из всех газов - гелий, а также "газовое дыхание" Земли. Только через 80 лет ученые додумались, что этот термин надо понимать буквально: планета живая и способна дышать.

В 1969 году в СССР было зарегистрировано открытие за № 68. Формула открытия звучала так: "экспериментально установлена неизвестная ранее закономерность, заключавшаяся в том, что распределение эномальных (повышенных) концентраций свободного подвижного гелия зависит от глубинных, в том числе и рудоносных, разломов земной коры".

То есть - планета "дышит", а разломы образуют своеобразные легкие или (в морях) ее жабры, через которые Земля "выдыхает" гелий. Среди авторов открытия, числился кандидат, а ныне доктор геолого-минералогических наук И.Н. Яницкий. В последующие годы им накапливались факты, которые позволили ему заявить о Земле как высокоорганизованном, энергонасыщенном живом организме, который обладает чрезвычайно высоким уровнем сознания и может управлять всеми процессами, которые на ней происходят. По сути, И.Н. Яницкий доказывает разумность Земли, и этот вывод он отразил в ряде работ, в частности, в монографиях "Физика и религия" (М., 1995), "Живая Земля" (М., 1998), "К тайне Всемирного Потопа" (М., 2001).

Эти взгляды современного ученого перекликаются с работами философов "русского космизма" К. Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского, Н. Рериха, Н. Тимофеева-Ресовского и других, суть которых состоит в том, что живое вещество, его физические, материальные, интеллектуальные свойства - это лишь частица единого живого космического пространства. В.И Вернадский совместно с Т. де Шарденом ввели в научный обиход термин "ноосфера" как параметр, по которому планета формируется как единый интеллектуальный процесс в результате объединенного интеллектуально-
творческого взаимодействия всех сознательных форм жизни, включая человека.

Механизму возможного образования ноосферы, начиная с клеточного уровня, посвятил свои исследования совместно с коллегами академик В.П. Казначеев. В работах "Планетарный интеллект" и ряде других Казначеев доказал, что "клеточные культуры - это, по существу, клеточные цивилизации. Каждая клетка обладает своим клеточным интеллектом" и способна к реализации своих прав, когда ее интересы приходят в противоречие с экологическими механизмами развития .

Не менее интересные рассуждения и открытия в отношении разумности Земли и свойств ее дыхания сделал д.ф.-м.н., профессор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН В.Н. Луговенко, изложивший свои взгляды в монографии "Дыхание Земли".

С необычной, "мистической", как недавно сказали бы, стороны исследовала версию о разуме Земли группа ученых и испытателей, возглавляемых д.э.н., профессором И.А. Малмыгиным.

С 1962 г. эта группа осуществляет программу научных исследований и практических экспериментов с целью - подтвердить или опровергнуть гипотезу о наличии разума у таких форм организации Материи, как вода, растения, животные, планета Земля, Солнце и другие небесные тела. Для ответа на вопрос, является ли Земля живым и разумным организмом, исследователями был избран простой путь: операторы обращались к ней со сложными просьбами и наблюдали, удовлетворит ли она эти просьбы или нет. Если она многократно удовлетворит эти различные просьбы - значит, она живая и разумная. Если не удовлетворит - значит, выбранные гипотезы, теории и методики ошибочны. Делалось это на уровне от подсознания человека к подсознанию планеты .

Многолетняя работа операторов с планетой Земля убедила исследователей в том, что гипотеза имеет основания для дальнейшего развития и изучения. Главное - они экспериментально доказали, что Земля является живым и разумным организмом с анатомией, физиологией и психологией, соответствующими условиям ее возникновения и жизни.

К каким же выводам пришли ученые на основе 40-летних исследований?
Ясно, что "человекоцентризм" в познании законов природы завел человечество в тупик в его биологических отношениях с планетой Земля и ее частями - водой, растениями, животными. Человеческая популяция планомерно и безостановочно уничтожает естественные части планеты - воду, растения, животных - и во все больших количествах замещает их противоестественными и вредными шлаками, продуктами своей жизнедеятельности. Совершенно очевидно, что все эти процессы приведут к деградации и последующей гибели сначала частей планеты, а затем самой планеты и человеческой популяции. Поэтому, по мнению Малмыгина, необходимо пересмотреть положения фундаментальной биологии и экологии о живом и разумном, о месте и предназначении человеческой популяции в организме планеты Земля и разработать конструктивные положения о реконструкции биологических связей человечества и планеты с целью гармонизации их отношений и разработки новой философии, экологии, демографии и экономики.

Это, по сути, и является областью приоритетов в экологической этике.

Как ребенок в организме матери живет в условиях чистых безотходных технологий, так и взрослые люди, если они считают себя разумными, должны жить в организме планеты безвредно. Ведь человечество далеко не сразу стало болезнью планеты. Сначала оно развивалось по чистым технологиям и не создавало вредных веществ и энергии. Но затем пришла очередь этих вредных веществ и энергий.

С 80-х годов минувшего столетия Земля пришла, по заключению группы Малмыгина, к решению избавляться от опасных и вредных технологий, в том числе, по-видимому, и от бесполезной части человечества. Будут постепенно устраняться опасные технологии - химические, военное производство, угольное и шахтное производства, бурение скважин со взрывными работами, производство вредных веществ, энергий и информации. Кроме того, начнутся широкомасштабные операции с целью сокращения численности людей, которые вредны для нее; планета займется выведением людей новой природы - человека полезного. Для этого будут задействованы мощные природные катаклизмы, техногенные аварии, болезни, эпидемии и т.д. Фактически действия планеты Земля, в настоящее время, по мнению профессора Малмыгина, в основном соответствуют ее намерениям .

Кузькина Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №5, г.Светлый.

Цели:

    систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;

    развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы;

    воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: ИКТ-презентация, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, глобус, кроссворды, фишки для оценивания знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Деление на группы

-К нам пришли помощники «географы», «историки», «астрономы», «экологи»

(Учащиеся подходят к доске и выбирают себе карточки с названием разных специальностей).

Рассаживаются за столы по выбранной специальности.

III. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы так до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша земля (Дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно”.

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

Что для этого нужно?

Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания

Получилось название темы “Окружающий мир”

IV. Сообщение темы и цели урока.

Каждый из вас старается содержать в порядке своё рабочее место, комнату, наш класс. Но такой же порядок нужен и в окружающем нас мире!

Кто же наведёт порядок?

Да, это наши специалисты, которых вы представляете! Представьтесь!

Специалисты по знаниям истории, астрономии, географии и экологии.

Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?” для вас, ваше видение.

Итак, детвора, начинается игра!

V. Ход игры.

1 этап “Разгадай кроссворд – найди ключевое слово”.

Решив кроссворд, группы определяют ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это… 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

Ответы: 1.Волопас. 2.Телеском. 3. Венера. 4.Плеяды. 5.Звезда. 6. Нептун. 7.Плутон. 8.Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2.Самый маленький материк. 3.Изоображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7.Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово – ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это…5. Десять веков. 6. Счет лет называется… 7.Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2.Архив. 3. Историк. 4.Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озера… 3.Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… 4.Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты. 8.Московсий …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1.Гринпис. 2.Байкал. 3.Наследие. 4.Серенгети. 5. Экология. 6.Красная книга. 7. Будущее. 8.Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда дети называют ключевые слова, находят подходящую иллюстрацию к своему слову.

Вывод:

Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

Физминутка.

ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ” (В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.)

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!

2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.

Смена состава групп

Осень.Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят

1 группа-желтые листочки

2 группа-оранжевые листочки

3 группа-красные листочки

4 группа –зеленые листочки

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.

Узнай планеты, найди их место, подпиши название.

Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.

Узнай и подпиши материки и океаны.

Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.

Материал: раздаточный.

Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.

3 этап – тест “Земля и человечество

Смена состава групп

1команда-1 стол

2 команда – 2 стол

3 команда – 3 стол

4 команда – 4 стол

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус
б) географическая карта

4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный
б) тропический
в) умеренный

6.Ценные находки старины хранятся…

а) в архивах
б) в музеях

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

8. “Лёгкими нашей планеты” называют…

а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса

9. Эмблему “ Большая панда” имеет…

а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…

а) природное наследие России;
б) культурное наследие России

Презентация. Город Светлый.

Подведение итогов

Что является для человечества домом? (планета Земля)

Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)

VII. Оценивание знаний.

Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы города Светлого”.

Цели:

  • систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру детей

Оборудование: ИКТ-презентация, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, глобус, кроссворды, фишки для оценивания знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Физминутка на регуляцию психического состояния.

Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!

После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.

II. Проверка домашнего задания.

О чудесном нашем крае,

Будет разговор.

Вы расскажете о Байкале,

Рядом с ним живём.

Рассказ детей “Как защитить Байкал”. Приложение1.

III. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы так до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша земля (Дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно”.

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

Что для этого нужно?

Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания

Получилось название темы “Окружающий мир”

IV. Сообщение темы и цели урока.

Каждый из вас старается содержать в порядке своё рабочее место, комнату, наш класс. Но такой же порядок нужен и в окружающем нас мире!

Кто же наведёт порядок?

Да, это наши специалисты, которых вы представляете! Представьтесь!

Специалисты по знаниям истории, астрономии, географии и экологии.

Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?” для вас, ваше видение.

Итак, детвора, начинается игра!

V. Ход игры.

1 этап “Разгадай кроссворд – найди ключевое слово”.

Решив кроссворд, группы определяют ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это… 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

Ответы: 1.Волопас. 2.Телеском. 3. Венера. 4.Плеяды. 5.Звезда. 6. Нептун. 7.Плутон. 8.Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2.Самый маленький материк. 3.Изоображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7.Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово – ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это…5. Десять веков. 6. Счет лет называется… 7.Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2.Архив. 3. Историк. 4.Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озера… 3.Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… 4.Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты. 8.Московсий …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1.Гринпис. 2.Байкал. 3.Наследие. 4.Серенгети. 5. Экология. 6.Красная книга. 7. Будущее. 8.Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда дети называют ключевые слова, находят подходящую иллюстрацию к своему слову.

Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

Физминутка.

“ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ” (В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.)

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!

2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.

Узнай планеты, найди их место, подпиши название.

Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.

Узнай и подпиши материки и океаны.

Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.

Материал: раздаточный.

Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.

3 этап – тест “Земля и человечество”

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус
б) географическая карта

4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный
б) тропический
в) умеренный

6.Ценные находки старины хранятся…

а) в архивах
б) в музеях

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XVII век б)XVIII век
в) XIX век г) XX век

8. “Лёгкими нашей планеты” называют…

а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса

9. Эмблему “ Большая панда” имеет…

а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…

а) природное наследие России;
б) культурное наследие России

Подведение итогов

Что является для человечества домом? (планета Земля)

Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)

VII. Оценивание знаний.

Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.

Итог урока (показ видео-ролика, как обобщение знаний по разделу “Земля и человечество”) Приложение2 .

IX. Домашнее задание.

Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы озера Байкала”.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка и эколога.

Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать .

Планируемые результаты

Предметные

Знать: основные понятия по изученным темам.

Уметь:

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

ПРОВЕРИМ СЕБЯ и оценим свои достижения

РАЗДЕЛ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

1. Какие понятия вы используете в рассказе о ми-ре с точки зрения географа?

А) Архив, летопись, летосчисление, наша эра, век, тысячелетие

Б) Окружающая среда, цепь питания, организ-мы-потребители, организмы-производители, ор-ганизмы-разрушители, круговорот веществ

В) Глобус, карта, материк, океан, страна, народ

Г) Солнечная система, звезда, созвездие, пла-нета, небесные тела, Вселенная

2.Какое созвездие при наблюдении за звёзда-ми лучше всего помогает различить северную и южную части неба?

А) Телец В) Орион

Б) Большой Пёс Г) Большая Медведица

3.На какой карте более точно переданы очер-тания материков?

1.На физической карте мира

2.На карте полушарий

3.На политической карте мира

4.На карте звёздного неба

4.На какой иллюстрации представлены приме-ры исторических источников?

5.В каком случае год и век соотнесены не-верно?

А)1147 год — XII век

Б) 1703 год —XVIII век

В)1242 год — XV век

Г) 1380 год —XIV век

6.На каком фрагменте «ленты времени» допу-щена ошибка?

Годы 1601-1700

1701-1800

1801-1900

Века XVII

Годы 1601-1700

1701-1800

1801-1900

Века XVII

7. Что НЕ относится к экологическим проблемам?

1.Как спасти тропические леса?

2.Как защитить океан от загрязнения?

3.Как бороться с ростом цен?

8.В каком списке приведены примеры объек-тов Всемирного наследия?

1.Сириус, Альдебаран, Плеяды

2.Африка, Австралия, Антарктида

3. Московский Кремль и Красная площадь, озеро Байкал, Великая Китайская стена.

9.На каком рисунке представлены примеры животных из международной Красной книги?


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png