Нелепая гибель губернатора Красноярского края, генерала Александра Лебедя в ближайшие дни обрастет горой слухов и домыслов. Достоверной информации пока немного, но все, что известно об обстоятельствах вчерашнего ЧП, свидетельствует: это была трагическая случайность.

Вертолет Ми-8, в котором летел Александр Лебедь, вылетел из красноярского аэропорта "Черемшанка" в 7.45 утра по местному времени. На борту был только экипаж, которым командовал, по данным администрации аэропорта, "один из опытнейших пилотов - летчик Ахмеров". "Они отправились в поселок Сосны, где расположена резиденция нашего губернатора, там забрали его и остальных пассажиров и вылетели в Ермаковское", - рассказала корреспонденту "НГ" сотрудница отдела перевозок "Черемшанки": кроме работников краевой администрации, на борту губернаторского вертолета находились также съемочные группы программы новостей "ИКС" Красноярской государственной телерадиокомпании (КГТР), седьмого телеканала и работники нескольких газет Красноярска.

В самом Красноярске, по словам нашей собеседницы, погода была замечательная: "У нас было солнечно, тепло и ясно - никаких препятствий для вылета не было". Забрав в Соснах губернатора и сопровождающих, вертолет Ахмерова направился в сторону станицы Ермаковская: в ее окрестностях недалеко от Буйбинского перевала в этот день должны были открыть горнолыжную трассу.

В это время в районе станицы, по словам ее жителей, валил мокрый снег с дождем и не было видно ничего в радиусе 25 метров. Как сейчас утверждают участники расследования обстоятельств катастрофы, именно погода и стала причиной трагедии. В 10 часов 15 минут по местному времени губернаторский вертолет, снижаясь под снегом, задел лопастями провода ЛЭП и рухнул на землю на 604-м км трассы Красноярск-Кызыл неподалеку от озера Ольское. Жители станицы Ермаковская, рядом с которой упал Ми-8, рассказали корреспонденту "НГ", что пока вертолет летел, ничего особенного не происходило: "Не было ни вспышек, ни хлопков, ни взрыва. Все произошло внезапно, ни с того ни с сего. Мы толком-то и не поняли..."

Как рассказали корреспонденту "НГ" в Управлении ГО и ЧС Республики Хакасия, как только стало известно о случившемся (свидетелями катастрофы были сотрудники ОВД, дежурившие на трассе), к месту аварии направили вертолет "скорой помощи". Именно он должен был доставить находящегося при смерти Александра Лебедя в реанимационное отделение городской больницы Абакана. Местные врачи уже готовили операционную, однако губернатор скончался еще по пути в аэропорт Абакана. "Травмы, полученные Александром Ивановичем в результате катастрофы, были несовместимы с жизнью", - заметили спасатели.

Сразу после известия о случившемся в Красноярске был создан штаб по расследованию причин катастрофы под руководством первого заместителя губернатора края Николая Ашлапова (именно он теперь, согласно Уставу края, будет исполнять обязанности губернатора) и председателя краевого Законодательного собрания Александра Усса. В 16.00 по местному времени они провели пресс-конференцию, на которой были оглашены первые результаты расследования обстоятельств трагедии.

На борту потерпевшего аварию Ми-8 летели 19 человек. Вчера был подтвержден факт гибели восьмерых из них. Открывает перечень жертв катастрофы губернатор Александр Лебедь. Кроме него, в числе погибших - пресс-секретарь губернатора Геннадий Климик, заместитель губернатора по социальным вопросам Надежда Кольба, заместитель председателя краевого спорткомитета Лев Чернов, глава администрации Ермаковского района Василий Роговой, оператор программы "ИКС" Игорь Гореев, оператор седьмого телеканала Станислав Смирнов и журналист "Сегодняшней газеты" Константин Степанов. Все остальные пассажиры, в том числе председатель краевого спорткомитета Геннадий Тоначев, журналистка КГТР Эмма Мамутова и заместитель главного редактора газеты "Красноярский рабочий" Елена Лопатина в тяжелом состоянии были доставлены в реанимацию.

Для расследования обстоятельств гибели Александра Лебедя и других участников полета вчера по распоряжению правительства была создана комиссия под руководством министра МЧС Сергея Шойгу. Вчера же вечером он должен был вылететь в Красноярск, чтобы участвовать в работе следователей на месте ЧП. Кроме того, расследованием катастрофы займется и Межгосударственный авиационный комитет СНГ: его комиссию возглавляет Валерий Черняев.

Свои соболезнования вдове и брату Александра Лебедя, а также родным и близким погибших выразил вчера президент России Владимир Путин, премьер-министр Михаил Касьянов, министр обороны Сергей Иванов, партия "Единая Россия", а также многие политические и военные деятели России и стран СНГ. Как заявил вчера брат Александра Лебедя Алексей, семья погибшего губернатора намерена похоронить его в Москве. Однако пока неизвестно, когда тело генерала будет доставлено сначала в Красноярск, а потом - в столицу.

20 апреля 1950 года родился Александр Лебедь, генерал-лейтенант, который, выйдя в отставку, занялся политикой и до своей кончины в 2002 году успел побыть губернатором Красноярского края и секретарем Совета Безопасности РФ..

Александр Лебедь родился в Новочеркасске. С детства увлекался спортом, в частности, занимался боксом и шахматами. После школы не смог поступить в лётное училище из-за слишком высокого роста. Тогда он поступил в Новочеркасский политехнический университет, после которого был направлен на Новочеркасский завод постоянных магнитов шлифовщиком. Там же познакомился с будущей женой Инной Александровной.

В 1969 году Лебедь поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Так началась его военная карьера. После училища служил командиром учебного взвода, а затем и роты. В начале 1980-х отправился служить в Афганистан, откуда был вскоре переведен по состоянию здоровья.



После окончания Военной академии с июня по сентябрь 1985 года Александр Лебедь служил заместителем командира полка в Рязани. С сентября 1985 года по декабрь 1986 года он командовал парашютно-десантным полком в Костроме. С декабря 1986 года по март 1988 года был заместителем командира дивизии в Пскове. С марта 1988 года по февраль 1991 года Лебедь командовал Тульской воздушно-десантной дивизией, с которой участвовал в боевых действиях и миротворческих акциях: в Баку (ноябрь 1988 года), Тбилиси (апрель 1989 года), Баку (январь 1990 года). В 1990 году Александру Лебедю было присвоено звание генерал-майора.


В 1992 году генерал участвовал в урегулировании Приднестровского конфликта. Под позывным «полковник Гусев» он прибыл в Тирасполь с инспекционной поездкой от Министерства обороны России. Усилиями Лебедя удалось прекратить вооружённый конфликт и гибель мирных людей. Позднее при переводе генерала из Приднестровья президент Молдавии Мирча Снегур ездил в Москву, стараясь добиться отмены его перевода как «гаранта стабильности в регионе».



Политикой заинтересовался в конце «перестройки»: в 1990 году был избран делегатом XXVIII съезда КПСС и учредительного съезда Коммунистической партии РСФСР (КП РСФСР), на котором был избран членом её центрального комитета ЦК КП РСФСР.

В октябре 1995 года организовал и возглавил общероссийское общественное движение «Честь и Родина», в декабре движением выдвинут кандидатом в депутаты Государственной думы. По итогам выборов в том же году стал депутатом Государственной думы 2-го созыва.


В 1996 году Александр Лебедь баллотировался на пост президента РФ. В первом туре занял третье место. Во втором туре выборов поддержал Бориса Ельцина, получив в ходе этой предвыборной договорённости 18 июня пост секретаря Совета безопасности РФ «с особыми полномочиями», стал помощником президента РФ по национальной безопасности.


На встрече с генеральным секретарем НАТО Хавьером Соланой

С 18 июня по 17 октября 1996 года Лебедь был секретарем Совета Безопасности РФ, председателем Комиссии по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при президенте РФ, затем полномочным представителем президента России в Чеченской Республике. При его участии были выработаны и подписаны Хасавюртовские соглашения ‑ «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой».

Аслан Масхадов и Александр Лебедь, Хасавюрт


С Дмитрием Рогозиным



С архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием


Ширвани Басаев и Александр Лебедь играют в шахматы



В ноябре 1996 года Лебедь совершил поездку в США, и стал первым российским политиком, посетившим Синод Русской православной церкви за границей. В феврале 1997 года по приглашению Торговой и промышленной палаты Франции Лебедь совершил поездку во Францию, и сделал доклад в палате. Во время поездки он посетил дом, где жил его идеал — основатель Пятой французской республики генерал де Голль. Тогда же Лебедь познакомился с Аленом Делоном. Они подружились, и актёр приехал поддержать Лебедя во время предвыборной кампании в Красноярском крае.



С мая 1998 года — губернатор Красноярского края. За время руководства регионом конфликтовал с крупными промышленниками, работавшими на территории субъекта.

До ноября 2001 года — член Совета Федерации Федерального собрания РФ по должности, сложил с себя полномочия в соответствии с новым федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ».

Место крушения вертолета, на борту которого был Лебедь


Александр Лебедь погиб 28 апреля 2002 года при катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское, на Буйбинском перевале (Красноярский край), куда он вместе с сотрудниками своей администрации летел на открытие новой горнолыжной трассы. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Есть несколько версий, почему разбился вертолет, на котором летел губернатор Александр Лебедь. Официальная - виноваты летчики и непогода. Полуофициальная - виноват сам Лебедь, в тот момент пилотировавший вертолет. Неофициальная - диверсия.

Сперва - вид на катастрофу со стороны наблюдателей:
1. Генерал Лебедь погиб как на войне
www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=320727

Вчера утром в Саянских горах разбился вертолет Ми-8, в котором на открытие горнолыжного курорта летели руководители администрации Красноярского края. Восемь из 20 пассажиров, в том числе губернатор Александр Лебедь, погибли. Причиной трагедии стала нелетная погода: метеорологи предупреждали пилотов о низкой облачности и снегопаде на перевале, но они все равно решили лететь. Генерал Лебедь погиб, словно вернувшись на афганскую войну: вертолеты того типа, в каком он разбился, использовались в той кампании, да и рельеф местности в Саянах во многом напоминает афганский.

На Буйбинском перевале должно было состояться торжественное открытие реабилитационного центра и базы отдыха "Барсово ущелье". Только что здесь закончили строительство горнолыжной трассы и подъемника, соответствующих всем международным стандартам.

"Мы очень гордимся тем, что этот международный горный курорт построили своими силами и средствами,– рассказывает первый замглавы администрации Ермаковского района Иван Лавриненко.– Поэтому пригласили на церемонию все руководство края. Планировалось, что после официальной части перед гостями выступят дети – они готовили концерт, а спортсмены из Ермаковского устроят показательный лыжный забег по льду горного озера Ольского. Губернатор пообещал, что прилетит с артистами и журналистами".

В воскресенье утром праздничное настроение ермаковцев немного испортила погода. Несмотря на то что прогноз на выходные по Красноярскому краю в целом был благоприятным: солнечно, ясно, температура воздуха +15...+18°, местные прекрасно знали, что эти данные относятся лишь к равнинной части края. На перевале, высота которого превышает полторы тысячи километров, климат особый. Зачастую он резко отличается от того, что передают красноярские синоптики: к примеру, даже при дневной температуре +20° ночью здесь всегда заморозки, а снег лежит до середины июня.

Так было и в выходные – после солнечной и погожей субботы над Саянскими горами поднялся ветер, кучевые облака поползли прямо по склонам. Из грозовых туч на землю полетели "снежные заряды" – так называют здесь массированные выбросы снега, которые начинаются внезапно и так же внезапно прекращаются минут через 10-20.

"Ведь передавали же в Красноярск с нашей станции "Оленья речка", расположенной в трех километрах от "Барсова ущелья", что погода здесь испортилась и стала нелетной,– рассказал Ъ метеоролог из Ермаковского Евгений Томбасов.– Учитывая это обстоятельство, чиновники вполне могли долететь на вертолете до нашего райцентра, стоящего в предгорьях, или до поселка Танзибей, а оттуда проехать сотню километров на автомобилях. Но они решили по-другому – хотели, наверное, эффектно спуститься на праздник с воздуха..." Так оно и вышло.

Около 10 часов утра сотни людей – сотрудники "Барсова ущелья", спортсмены, школьники и просто жители соседних поселков, собравшиеся посмотреть на Александра Лебедя,– увидели сквозь туман мигающие красные огоньки. Это шел на посадку губернаторский кортеж, состоящий из двух вертолетов Ми-8. Машины были уже метрах в семистах от базы – стали видны их контуры и слышен сквозь порывы ветра грохот работающих лопастей. Пилотам оставалось только пролететь над идущей здесь высоковольтной линией электропередачи и зайти на посадку, но в этот момент головной Ми-8 вдруг нырнул под провода. Зацепившись, машина замерла в воздухе, наматывая на хвостовой винт 12-миллиметровый провод с напряжением 220 киловольт.

Сначала порвались провода, по которым снабжался электроэнергией от Саяно-Шушенской ГЭС город Туран (питание потом переключили на резервную линию). Затем отломился хвост вертолета, а еще через мгновение и сам Ми-8, сопровождаемый снопами искр, камнем полетел вниз с 30-метровой высоты.

Упал он в глубокий двухметровый снег, который спас 13 из 20 пассажиров вертолета. Во-первых, снег самортизировал удар, а во-вторых, затушил искры, не дав им поджечь выплеснувшийся из топливных баков керосин.

"Мы с моими пацанами стояли и смотрели на разбитую машину как зачарованные,– вспоминает директор 2-й районной школы Александр Суховский, приехавший на праздник вместе со старшеклассниками.– Я понимал, что нужно бежать помогать людям, но не мог ни слова сказать, ни ногой пошевелить. Тут кто-то, то ли наш начальник милиции, то ли прокурор, закричал: "Чего стоите? Бегите вытаскивать!" Мы все побежали.

Вертолет лежал на правом боку, сильно помятый, как машина после крутой аварии, но целый, даже двигатель еще работал – шкив винта с кусками лопастей продолжал крутиться. Вооружившись ломиками и монтировками, взятыми у водителей, мы сломали задний люк, вытащили через него несколько человек, которые сидели ближе к хвосту,– они были живы. А дальше в салон пройти не можем – все загромождено оторванными и сплющенными сиденьями. Попытались выдергивать кресла, привязывая их по одному к буксировочному тросу,– не получается. Тогда пошли со стороны кабины. Видим – летчик живой, дышит. Вытащили его на снег, а он шепчет: "Сейчас керосин е..нет... Надо двигатель заглушить... Снег, снег в воздухозаборник кидайте". "А где он, этот заборник?" – спрашиваем его. "Да там, где шкив крутится, рядом..." В общем, кидали, кидали, наконец он зачихал и действительно заглох. После этого смогли залезть наверх машины, сломать боковую дверь. Все это время кто-то из милиционеров снизу кричал: "М...ки, ломами по железу не чиркайте! Там керосин!" Но его никто не слушал – все знали, что в вертолете наш губернатор, и молотили по обшивке так, что не только искры, куски дюраля во все стороны летели.

Минут через пять вытащили и самого Александра Ивановича. Он был живой, внешне – совершенно целый, но, видимо, находился в состоянии шока. Казалось, он силится что-то сказать. Судя по выражению лица, ругается, но никаких слов не было – только хрипы. Нам удалось вытащить всех пострадавших. Еще одного, мальчика лет двенадцати, выбросило через хвостовой люк при ударе – он, к счастью, оказался живым. К трупам не подпускали – ими сразу занялись наш начальник РОВД и прокурор".

В этой катастрофе погибло восемь человек: губернатор Александр Лебедь, которого не успели довезти до больницы, его заместитель по соцвопросам Надежда Кольба, начальник краевого управления по туризму Лев Чернов, глава Ермаковского района Василий Роговой, взявшийся проводить высоких гостей, журналисты красноярской "Сегодняшней газеты" Константин Степанов и краевого телевидения Игорь Гареев, корреспондент красноярской телекомпании "7-й канал" Наталья Пивоварова (умерла в больнице) и водитель "Барсова ущелья" Лев Кандинский. Их тела отправили в краевой морг, вокруг которого тотчас установили милицейское оцепление. Причем стражи порядка не только оттеснили зевак, убрали скамейки и урны, но даже с помощью эвакуаторов оттащили от морга все машины.

Остальные 12 пострадавших были госпитализированы в райбольницы. Как говорят врачи, все они находятся в крайне тяжелом состоянии.

Расследование катастрофы будет проходить на самом высоком уровне. Главой комиссии президент Путин назначил министра Сергея Шойгу, который в воскресенье вечером вылетел в Красноярск. В комиссию также войдут сотрудники Межгосударственного авиакомитета, Госслужбы гражданской авиации (ГСГА), авиакомпании "Енисейский меридиан", которой принадлежал разбившийся вертолет. Представители краевой прокуратуры уже возбудили уголовное дело по факту нарушения правил движения и эксплуатации воздушных судов, которое привело к гибели людей. Очевидно, что отвечать за гибель губернатора и его коллег будут оставшиеся в живых летчики. Во всяком случае, техника, по словам начальника управления безопасности полетов ГСГА Владимира Рудакова, здесь явно ни при чем. "Техническое состояние машины не вызывало сомнений,– считает господин Рудаков.– Никаких отказов у нее до сих пор не было. Да и экипаж был очень хорошо подготовлен, а на борту даже находился опытный проверяющий".

Того же мнения придерживается и заместитель начальника Краснодарского краевого управления воздушного транспорта Алексей Куделин. "Ми-8 АМТ, на котором летал губернатор Лебедь,– отличная машина,– рассказал он Ъ.– Это модернизированный вариант, у которого тяговые характеристики двигателей по сравнению с обычным Ми-8 улучшены на целых 1000 кг. Модель была создана специально под войну в Афганистане, поэтому для нее маневрировать в наших относительно невысоких Саянских горах, в целом похожих на афганские,– плевое дело. Высоту такой вертолет набирает мгновенно, да и радиовысотомер, предупреждающий об опасном приближении к земле, работает у этой машины очень хорошо. Однако препятствие в виде проводов ЛЭП, которое находится не снизу, а впереди по курсу, высотомер "не видит".

Теоретически пилотам в условиях плохой видимости могли помочь с земли. Но дело в том, что, когда машина летит в горах, да к тому же на малой высоте, диспетчер ее на своем мониторе слежения, как правило, не видит. И осуществляет за ней не визуальный, а только информационный контроль. То есть положение вертолета в пространстве он знает лишь приблизительно, от самих летчиков, которые время от времени выходят с ним на радиосвязь. Так было и на этот раз. Диспетчер понятия не имел, что машина идет на посадку в районе, где проходит ЛЭП".

Пилоты видели на своей полетной карте высоковольтку, но миновать провода им помешали туман и снег. "Слушай, ты поосторожнее,– сказал один из летчиков напарнику, после того как машина вырвалась из полосы очередного снежного заряда.– Здесь, кажется, ЛЭП где-то рядом..."

Это было последнее сообщение с губернаторского Ми-8.
СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН
2. Список лиц, находившихся на борту разбившегося Ми-8
www.volgainform.ru/expnews/31282
Погибшие:
Лебедь Александр Иванович -- губернатор Красноярского края
Кольба Надежда Ивановна -- замгубернатора по социальным вопросам
Чернов Лев Яковлевич -- начальник краевого управления по туризму
Роговой Василий Константинович -- глава Ермаковского района
Кондинский Андрей Георгиевич -- работник Шушенского санатория
Степанов Константин Николаевич -- корреспондент «Сегодняшней газеты»
Гареев Игорь Вакильевич -- оператор телекомпании ИКС
Пивоварова Наталья Викторовна -- корреспондент красноярской телекомпании «7-й канал»
Пострадавшие:
Ахмеров Тахир Тигизидович -- командир эскадрильи, пилот-инструктор (Травмы: открытый перелом правой голени, закрытый перелом правого бедра, закрытый перелом левой голени, перелом правой ключицы, закрытая черепно-мозговая травма, рваная рана лица, шок)
Курилович Алексей Владимирович -- второй пилот, командир-стажер (Травмы: рвано-ушибленная рана лица, открытый оскольчатый перелом костей правой и левой голени)
Евсеевский Павел Николаевич -- бортинженер (Травмы: перелом левого бедра, рвано-ушибленные раны головы и обеих голеней)
Климик Геннадий Иванович -- пресс-секретарь губернатора (Травмы: закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, компрессионный перелом 1-го поясничного позвонка, ушиб обеих почек)
Тоначев Геннадий Павлович -- председатель краевого спорткомитета (Травмы: ушиб грудной клетки, шок)
Подгорный Юрий Викторович -- директор Шушенского санатория (Травмы: сотрясение легкой степени, от госпитализации отказался)
Лопатина Елена Геннадьевна -- замредактора газеты «Красноярский рабочий» (Травмы: Открытый перелом обеих голеней, тупая травма живота)
Мамутова Эмма Идрисовна -- корреспондент краевой телекомпании "ИКС" (Травмы: закрытый и открытый переломы обеих костей правой и левой голени, сотрясение головного мозга, перелом левого предплечья)
Шлых Виталий Михайлович -- охранник (Травмы: закрытая внутричерепная травма, сделали вторую операцию, удалили селезенку, ушили разрыв печени)
Юдаев Александр Викторович -- охранник (Травмы: множественные ссадины лица и правой голени, тупая травма живота, разрыв лонного сочленения)
Смирнов Станислав Александрович -- оператор телекомпании «7-й канал» (Травмы: Рваная рана 4-го пальца правой кисти)
Кузичев Михаил Васильевич -- генеральный директор «Красэнерго» (Травм не получил)

В пользу официальной версии:
1. Катастрофа в Саянах.
lebed.newslab.ru/review.aspx?id=13331

Совет администрации и Законодательное собрание Красноярского края с глубоким прискорбием извещают, что 28 апреля 2002 года в Ермаковском районе Красноярского края в результате крушения вертолета Ми-8 авиакомпании "Енисейский меридиан" погибли губернатор Красноярского края Лебедь Александр Иванович, заместитель губернатора Красноярского края Надежда Ивановна Кольба, начальник управления туризма и курортов администрации Красноярского края Лев Яковлевич Чернов, глава Ермаковского района Василий Константинович Роговой, корреспондент телекомпании "7 канал" Наталья Викторовна Пивоварова, оператор КГТРК Игорь Васильевич Гареев, корреспондент "Сегодняшней газеты" Константин Николаевич Степанов, работник Шушенского санатория Андрей Георгиевич Кодинский, и выражают соболезнования родным и близким покойных.
Прощание с Александром Ивановичем Лебедем состоится 29 апреля 2002 года с 16.00 до 24.00 и 30 апреля 2002 года с 8.00 до 11.30 часов в помещении Большого концертного зала. Прощание с погибшими в авиационной катастрофе, похороны которых состоятся в г. Красноярске, будет проходить 30 апреля 2002 года с 8.00 до 11.30 часов в помещении Большого концертного зала.
В Красноярске о произошедшей трагедии стало известно примерно в обед. Корреспонденты "КК" сразу отправились в Ермаковский район (вертолет упал в 110 километрах от райцентра -- село Ермаковское) и прибыли только к ночи -- от Красноярска до перевала Ойский, где разбился "Ми-8", -- 600 с лишним километров.
Летели на праздник
604-й километр от Красноярска, в предгорье Саян -- удивительно красивое место. Горная извилистая дорога, заснеженные скалы... И -- черный обугленный вертолет, наполовину зарывшийся в полутораметровый слой снега. К машине ведет хорошо протоптанная в снегу дорога, но близко никого не пускают. На трассе М-54 около костра греются несколько десятков солдат, дежурят люди в штатском. Около вертолета тоже ходят люди с мощными фонарями. Кто они -- не ясно, но из числа "местных": московская комиссия приедет на следующий день после катастрофы.
-- Сергеи Захаров, администрация Ермаковского района, -- представляется невысокий мужчина. -- Кто такие, почему остановились?
-- Журналисты. Из Красноярска. С невеселой миссией...
Сергеи Захаров сообщает о том, что произошло:
-- В нескольких метрах, немного выше, для посадки вертолета приготовили специальную площадку, можете проехать посмотреть на нее. Но вертолет не долетел. В условиях тумана, плохой видимости он зацепился за ЛЭП и рухнул в нескольких метрах от предполагаемого торжества. По рассказам очевидцев воспроизводим картину произошедшей трагедии. Праздник по случаю открытия новой горнолыжной трассы готовился масштабный и шумный, с концертной программой, большим количеством приглашенных. Внизу высоких гостей ожидали журналисты местных СМИ, спасатели, горнолыжники. На вертолете летели представители красноярской прессы, руководство краевой администрации во главе с губернатором, комитета по физической культуре и спорту. Когда вертолет приближался к трассе, его еще не видели из-за перевала, но уже слышали шум двигателя, который ни с чем не спутаешь. Вдруг все стихло, и на спецплощадку ворвался испуганный водитель "КАМАЗа", проезжающий мимо. Он сообщил, что вертолет, которого все так ждут, упал поблизости и горит. В первые секунды страшной новости не поверили. А потом побежали все разом туда, откуда уже начали подниматься клубы дыма. Вертолет с обломанными лопастями лежал, завалившись на бок, машина была объята пламенем и дымом. Люди, не думая об опасности взрыва, начали забрасывать корпус вертолета снегом, чтобы потушить. По слухам, из разбитых иллюминаторов выскочили женщина и молодой человек и бросились прочь в состоянии шока. Их пришлось догонять и усаживать в подъехавшую "скорую".
Макс
Среди тех, кто первым подоспел на помощь, находился уволившийся из МЧС спасатель-горнолыжник, известный в профессиональных кругах эмчеэсовцев и спортсменов как просто Макс. Именно он вытаскивал из искореженного вертолета Александра Ивановича Лебедя.
-- Макс рассказывал, что губернатор был в сознании, но в очень тяжелом состоянии, -- передают бывшие коллеги и друзья Макса (сам он почти сразу уехал с места трагедии). -- Когда не первый раз на таких авариях находишься, состояние пострадавших определяешь почти сразу. Макс положил руку губернатору на шею -- пульс не прощупывался. Прощупал запястье -- чувствовались слабые удары. Александру Ивановичу вкололи обезболивающее, насколько это было возможно, проделали реанимирование. Очень быстро, почти мгновенно, на месте оказались машины "скорой", и всех пострадавших, в том числе и губернатора, увезли в больницу в село Ермаковское...
Три раза "срочно" -- значит ЧП
Рассказывает директор Красноярской региональной поисково-спасательной базы гражданской авиации Валерий Симоненко:
-- Приблизительно в 11.30 мне на пейджер пришло сообщение: "Валерий Александрович, срочно, срочно, срочно приезжайте на работу. Дежурный".
У нас в организации есть такой закон: поступила информация о ЧП -- сообщают мне. Так как очень часто бывают ложные вызовы, в сообщении не объясняют, что случилось, пишут лишь три раза слово "срочно". Это значит, что случилась трагедия, нужно вылетать. Через семь минут после того как пришло сообщение, я был на рабочем месте. Из срочного сообщения следовало, что недалеко от дороги на 604-м километре трассы Красноярск-Кызыл, на перевале, упал вертолет Ми-8, на борту -- губернатор края Александр Лебедь, люди из администрации края, журналисты. Экипаж не выходит на связь.
-- Летом на сборы по регламенту нам дается 30 минут, зимой -- 45. Уже через 10 минут я и дежурный экипаж -- четыре спасателя, врач -- были готовы к отлету. Правда, пришлось какое-то время подождать: вместе с нами полетел прокурор края и несколько представителей краевой администрации. В это время с Выезжего Лога в Ермаковский район летел еще один наш вертолет, экипаж выполнял свое задание и в момент катастрофы находился недалеко от случившегося. Мы связались с командиром экипажа Владимиром Козелем и перенаправили вертолет к месту трагедии, чтобы они хотя бы выяснили, что случилось, и попробовали восстановить связь. На что Владимир Козель сообщил: "Видимость ужасная, я не могу подлететь к месту происшествия, сажусь в Танзыбее". Танзыбей -- населенный пункт в десяти километрах от перевала. Оттуда Козель вместе с сотрудниками местного ГИБДД на автомобилях выехали к месту аварии.
Ми-8 погубил снежный заряд
Козель вместе с помощниками погрузили в автомобиль Александра Лебедя в бессознательном состоянии и еще нескольких пострадавших. Все они были перевезены с места аварии и доставлены в больницы Ермаковского, Минусинска, Александра Лебедя отвезли в Абакан.
-- У авиаторов есть такое понятие, как "снеговой заряд", -- продолжает Валерий Симоненко -- Это снежная туча, она обычно появляется внезапно и также внезапно исчезает. Даже самое современное метеооборудование не позволяет точно определить возможное местонахождение и извержение "снеговых зарядов". Перед отлетом пилоты имели достоверные метеосводки, ничто не предвещало беды. Чуть позже выяснится, что вертолет МИ-8 с губернатором на борту попал в этот "заряд".
-- Мы прилетели в Ермаковское в 12.20. К этому времени пострадавшие уже были привезены в районную больницу. Нас встретил генеральный директор "Красэнерго" Михаил Кузичев. Он был среди пассажиров, сидел напротив Александра Лебедя и чудом остался жив. Из его рассказов стало ясно, что вертолет попал в "снежный заряд", даже в двух метрах ничего невозможно было рассмотреть. Пилоты пытались выровнять машину и победить снежную стихию, в результате вертолет хвостовой частью зацепился за нулевой провод (громоотвод) линии электропередач. Этот провод не под напряжением, поэтому самолет не взорвался, сначала оторвало хвост, затем машину в воздухе развернуло на 360 градусов, и железная машина рухнула на землю. Вертолет упал на левый бок, губернатор сидел справа, лицом к кабине пилота -- это одно из самых опасных и неустойчивых мест, у него не было опоры. Кузичев сидел напротив, спиной к пилотам, от удара его лишь сильнее придавило к сиденью, благодаря чему он остался жив. Семь человек, среди них корреспонденты и заместитель губернатора Надежда Кольба, находились в хвостовой части, погибли, когда вертолет еще не успел коснуться земли...
-- Через несколько часов после того, как мы прибыли в Ермаковское, нам сообщили, что Александр Иванович скончался, так и не придя в себя, по дороге в Абакан. Нас ждал его брат Алексей Иванович. После обеда мы вылетели в Абакан, Кузичев полетел с нами. На взлетной полосе в Абакане стояли несколько человек из администрации Абакана, Алексей Лебедь. Едва вертолет приземлился, из "скорой помощи" санитары вынесли носилки, накрытые белой простыней.
-- Алексей Лебедь летел с нами. Мы сидели в салоне, носилки с телом Александра Ивановича стояли в хвостовой части. Во время перелета все молчали. Страшно было смотреть на людей, переживших эту страшную трагедию. Глаза Кузичева были почти стеклянными, на лице -- пугающая бледность, он мог погибнуть, но по воле судьбы остался жив. Алексей Лебедь молчал, очень много курил и постоянно смотрел назад, туда, где находилось тело брата. В случившееся верилось с трудом. Перелет показался очень длинным, где-то к 20.00 мы сели на вертолетную площадку в "Соснах" под Красноярском. Там нас уже поджидали представители администрации, еще какие-то люди. Тело Лебедя вынесли из вертолета, мы улетели на базу, в аэропорт "Черемшанка". Чуть позже в Красноярск с телами погибших вернулся еще один наш вертолет.
В больнице оставались самые тяжелые
По состоянию на 22 часа 28 апреля, когда мы добрались до больницы, здесь располагали списком из 20 человек, с точным указанием, куда распределили каждого из поступивших пациентов (Абакан, Минусинск, Красноярск), кто, к несчастью, скончался. В больнице Ермаковского района оставались лишь двое очень тяжелых, прооперированных больных: Елена Лопатина, заместитель редактора "Красноярского рабочего", Виталий Шлык, охранник. Дежурный врач Анна Антонова уверила нас, что Александр Иванович по поступлении в ЦРБ Ермаковского района, был еще жив и в сознании:
-- Александр Иванович сам изъявил категорическое желание ехать в Абакан. Сказал: "Нет, я здесь не буду оставаться, везите меня в Абакан". По дороге он скончался...
Пострадавших людей из вертолета достали еще до приезда спасателей (первым прибыл шушенский отряд).
-- Мы скидали все, что можно поскидать из вещей, и очень быстро приехали, нам пришлось разбудить после многочасовой работы Владимира Малая, спасателя второго класса Шушенского поисково-спасательного отряда. Прибыли быстро, но всех людей уже вытащили. Единственная проблема была, есть ли пострадавшие под вертолетом, но таковых не оказалось. Вертолет лежал на боку, зарывшись в снег правым бортом. Он сильно не обгорел, но фюзеляж был смят. Кабина сильно повреждена, салон сплюснутый. Даже я, как спасатель, с трудом представляю себе, как можно выжить в такой мясорубке. Не знаю, чем люди в вертолете занимались до катастрофы, но могу предположить, чем собирались заниматься после приземления: в салоне было очень большое количество рыболовных снастей. Продуктов было много. Свежие помидоры мне запомнились почему-то. Одеты все были легко, очевидно, совершенно не готовились к тому, что здесь зима и лежит полутораметровый слой снега. На полу валялись чьи-то тапочки. Крови было очень много, все в крови. Паники в момент катастрофы, скорее всего, не было. Все произошло в считанные секунды. Внизу народ слышал подлетающий вертолет, сверху, наверняка, была видна праздничная толпа. До момента катастрофы вертолет летел со скоростью 200 километров в час. Когда он зацепил ЛЭП, начал наматывать на винт провода. Одним из тросов отрубило лопасти. Потерявшая высоту и управление машина упала между несущими линиями напряжения и основными.
Обороты двигателя были предельными
-- За 10 лет службы Шушенского отряда спасателей это четвертый упавший вертолет, -- говорит Юрий Моргунов, спасатель первого класса. -- Ми-8 -- достаточно устаревшая модель и не очень надежная. Точнее, сами вертолеты неплохие, но сыплются потому, что старые.
...Снег в этом месте достаточно мягкий, благодаря чему остались живы те, кто был впереди, возле кабины (в том числе и вертолетчики). Мне показались особенно интересными показания приборов. Времени на маневр у летчиков не было, хотя, судя по показаниям, они до последнего пытались что-то предпринять, в частности, увеличить мощность двигателя до предела. Но с обломанными винтами что можно было сделать? Это были нулевые решения, ничего бы их не спасло. Примечательно то, что был выключен высотомер. Это говорит о том, что они ориентировались визуально и не предполагали, что прямо по курсу линия электропередач. В момент падения машины продолжали работать турбины -- вертолет полностью функционировал. Интересны показания оборотов двигателя, они были максимальными, предельными. Вообще, в этой трагедии далеко не все ясно... Кстати, погибший в катастрофе Василии Роговой, глава администрации Ермаковского района, как выяснилось, имел свой вертолет. Как уверяют местные жители, пилот главы администрации знал в прилегающей местности все опасные места. Но этого пилота на борту потерпевшего катастрофу Ми-8 не было.
P.S. В течение нескольких дней спасатели будут распиливать вертолет на части и убирать с места трагедии. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело.
Безбородова Евгения, Мишкина Мария
"Красноярский комсомолец" № 17, 30 апреля 2002
.
2. Командир вертолета Ми-8 Тахир Ахмеров: "Мы с Лебедем разбились при изумительной погоде"
-- Тахир, давайте начнем с самого начала...
-- Итак, 26 апреля я получил задание -- везти губернатора и его команду в Ермаковский район.
-- Вы раньше возили Лебедя?
-- Конечно. Я почти год с ним летал. На следующий день, 27-го, мы с бортинженером и вторым пилотом подготовили машину, документацию, уточнили количество пассажиров, проанализировали погоду.
-- У вас были метеосводки?
-- Это правильнее назвать анализом. Циклон, согласно прогнозам, 28-го должен был пройти. Поэтому мы решили: приедем утром, посмотрим на прогнозы и доложим губернатору.
-- Наступило утро...
-- Утром 28-го я пошел в гараж, взял машину и поехал собирать ребят, потому что некому нас в аэропорт возить. Вылет был назначен на 7.30, но где-то в шесть мы все были на месте. Машину расчехлили, загрузили на борт питание для пассажиров, водичку и прочее. Еще раз проанализировали погодные условия. Над Красноярском стояла изумительная ясная погода.
Посмотрели Абакан. Там всегда давали прогноз 1800 метров высоты облачности. Но в тот день, как специально, выдали 1600.
-- Что это значит?
-- Это значит, что от земли до облаков -- 1600 метров. По документам, в равнинной местности, а Ермаковский район относится именно к такой, достаточная высота облачности -- 150 метров. А было 1600! Это летный прогноз? Более чем!
-- Тогда зачем вы об этом рассказываете?
-- Повторяю: Абакан всегда давал высоту 1800, а в этот раз дал 1600. Получается, что 200 метров мне якобы не хватало! Приезжает комиссия и решает, что я летел с нарушением требований. Хотя, когда мы пролетели Ермаковское, все знали, что высоты облачности нам хватало за глаза.
-- Для вас имеет значение, где летать: в горах или над равниной?
-- Не имеет. Я имею допуск ко всем видам полетов.
-- Вам был известен маршрут?
-- Не совсем. Мы сели в Соснах, взяли губернатора и журналистов. Лебедь подошел, поздоровался и сказал: "Летим в Ермаковское, там сядут представители местной администрации, и они покажут, куда дальше лететь". Больше он в кабину не заходил.
-- Вас обвиняют в "отклонении от заданного курса"...
-- План полета давался примерно так: Сосны -- Ермаковское -- Ермаковский район. Предполагалось, что мы будем летать в радиусе 100-150 километров. Это нормально! Здесь нет никакого нарушения. Вертолет -- воздушное такси: куда скажут, туда и везем. И прежде, когда летали с губернатором, всегда так делали.
-- Кто управлял вертолетом?
-- За штурвалом был Алексей (Курилович. -- "КП".). Он на основном рабочем сиденье, а я в качестве второго пилота. Погодные условия позволяли это сделать! Если бы они были плохими, то основное управление я бы взял на себя. Я ведь по должности командир-инструктор.
-- Итак, вы сели в Ермаковском, что было дальше?
-- Там уже ждала машина. В ней был глава района Роговой, директор Шушенского санатория Подгорный и еще один человек. Роговой сказал: "Путь будет показывать Подгорный". Сели, я подозвал Подгорного, спросил, куда лететь. Он сказал, что пойдем по дороге в сторону Кызыла. Где-то 60-80 километров. Там приготовлена площадка. Прикинули -- это входит в равнинную местность. Не в горную, а в равнинную! Взлетели, доложили в Абакан и визуально по дороге пошли в сторону Кызыла.
-- А погода?
-- Погода была изумительной! Когда дошли до Танзибея, то увидели, что дорога обходит гору с двух сторон. Я сказал: "Давайте пойдем по правой", но Подгорный не согласился: "Нет, нам надо по левой". Я: "Видите линию ЛЭП? Это опасно". Но он настоял. Налево, как я предполагаю, им надо было потому, что там дорогу закрывали щитами от камнепада, возможно, они хотели это показать Александру Ивановичу. Шли вдоль дороги где-то на высоте 100 метров, что вполне допустимо. Затем дорога пошла вверх, на высоте 900 метров было уже много снега, к тому же солнце поднималось и белизна была ослепительная. Но линия ЛЭП, столбы, машины прекрасно просматривались. Высота облачности была под 2000 метров, видимость -- километров пять.
Мы выполняли требования заказчика. Вертолет ведь не летает по прямой на высоте 6 километров. Мы можем снижаться и до высоты 5 метров, можем зависнуть -- да все что угодно, здесь нет ограничений.
-- На картах была обозначена ЛЭП?!
-- Она, конечно, должна обозначаться, но у нас были карты 1956 года. Заявку на новые мы дали буквально накануне. Но это не главное. Мы ведь летели визуально и ЛЭП прекрасно видели и не упускали из вида. Она в горах петляет по обе стороны дороги, мы ее несколько раз пролетали. Я ребятам сказал: "Очень внимательно, не упускайте из вида линию ЛЭП, это самое главное!"
-- А кто в это время был за штурвалом?
-- Я был. С того момента, как вошли на возвышенную местность, управление взял на себя. Ребята следили за ЛЭП. И вот, когда остался всего километр до места посадки, представитель администрации Подгорный сказал: "Все, сейчас линия ЛЭП уходит влево, немного пройдем, и будет площадка для посадки". Вроде как успокоил, не надо, мол, напрягаться.
В этом месте дорога делает крутой изгиб. До этого шли на ста метрах, а тут пошли в гору, высота, естественно, стала снижаться. А сама линия -- высотой 30 метров. Мы вышли из-за изгиба, и вот она -- ЛЭП!
Видимо, он, Подгорный, не совсем хорошо знал местность или что-то напутал. Я не ищу виновника. Я командир и несу полную ответственность.
-- Момент крушения помните?
-- Помню, как сейчас. Среагировать я все-таки успел, хотя все произошло в доли секунды. Рванул штурвал на себя, и мы почти сумели проскочить провода поверху. Не хватило мощности процента два-три, иначе перелетели бы... Самый верхний провод мы даже не зацепили, просто машина встала прямо на него. Секунд пять стояли, я чувствую -- машине не хватает мощности выскочить. Машина начала снижаться, и я, естественно, стал оттягивать ее назад, от проводов подальше, чтобы не сгореть и не взорваться. Сколько мог, тянул, но лопастями порвали верхний провод (громоотвод, он не под напряжением. -- Авт.). Впрочем, если бы порвали основные провода, было бы хуже. Знаете, какое там напряжение?
Задевали мы провода лопастями по касательной, потому и удалось удара током избежать. Хотя все равно сильно искрило. Провод громоотвода намотался на втулку, после чего лопасти начали хаотично прыгать и отрубили хвостовую балку. А у нас педали управления с ней соединены тросами, которые в таких случаях рвутся, и получается сильнейший удар -- несколько тонн. Почему у нас с Лешей (Куриловичем. -- Авт.) ноги одинаково и переломаны.
...Очнулся уже на земле. Рукой пытаюсь пошевелить -- не получается, ногами -- тоже, только хруст стоит. Другой рукой пытаюсь выключить работающий двигатель -- не выходит, видимо, что-то оборвалось. Тут меня из машины вытащили, отволокли метров на двадцать, я говорю: "Хватит, тушите пламя из выхлопов, иначе топливо взорвется". Его снегом кое-как успели забросать.
Потом меня погрузили в машину и увезли.
"Комсомольская правда" № 102, 11 июня 2002 года
3. Заключение суда: причиной крушения Ми-8 стало "преступное легкомыслие" пилотов
www.regnum.ru/news/200988.html
Сегодня в Краевом суде закончились слушания по делу крушении вертолета Ми-8 в апреле 2002 г. Суд приговорил Тахира Ахмерова к 4 годам лишения свободы в колонии поселения, Алексея Куриловича - к 3 годам лишения свободы условно.
В ходе оглашения приговора судья заявил, что часть пунктов обвинения была признана не состоятельной. В частности с Ахмерова сняли обвинение в том, что он не законно включил себя в состав экипажа в качестве проверяющего, а также то, что он непосредственно занимался его формированием. Летчикам не было вменено в вину то, что количество пассажиров превышало количество штатных мест в салоне.
Кроме того, было установлено то, что в момент столкновения с ЛЭП скорость вертолета не превышала 80 км/ч. Следовательно, пилоты формально не нарушили пункт НПП (правил эксплуатации вертолета), запрещающий брать управление на себя при высоких скоростях, поскольку это приводит к соударению лопастей и хвостовой балки. Тем не менее, это произошло. Исследуя причины катастрофы, судья согласился с доводами экспертов, которые заявили, что к соударению лопастей и хвостовой балки привело то, что Ахмеров оттянул ручку управления на себя, а также резко увеличил мощность двигателя, что и привело к крушению.
Согласно конечной версии, озвученной в приговоре, само крушение выглядело следующим образом: пилоты вели вертолет на недопустимо низкой высоте из-за плохих погодных условий. Вертолет рухнул не из-за того, что зацепился за провода, причиной того, что винт отрубил хвостовую балку стали непродуманные действия пилота Ахмерова, лишь после того, как винт разбалансировался и отрубил хвост, он порвал один провод и намотал его на втулку, после чего вертолет рухнул. Судья заявил, что показания пилотов что погодные условия были нормальными не соответствуют показаниям большинства свидетелей. В целом, согласно приговору, основная тяжесть вины лежит на пилотах, а катастрофа произошла из-за "преступного легкомыслия" пилотов. Причем основная тяжесть вины ложится на Тахира Ахмерова, так как именно он был старшим по званию на борту Ми-8, и он же управлял вертолетом в момент катастрофы.

Неофициальная версия:
1. Соратники Лебедя до сих пор считают, что его убили
www.rambler.ru/news/events/lebed/7430357.html

Один из соратников Александра Лебедя, депутат Законодательного собрания края Олег Захаров до сих пор считает, что губернатор стал жертвой диверсии.
- Помните, когда стало известно о гибели Александра Ивановича, вся страна выдохнула: "Лебедя убили". Я тогда к этой версии отнесся скептически. Но потом на Новодевичьем кладбище встретил бывших офицеров ГРУ. Они по своей инициативе выезжали на место катастрофы и пришли к однозначному выводу - это была спецоперация. К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд был активирован с земли. В обычных условиях такие повреждения вертолету не страшны - он просто "провалится" в воздушную яму на 10-20 м и снова наберет высоту или мягко сядет. Но здесь произошло столкновение с ЛЭП - несмотря на мастерство летчиков, сделавших все, что было в человеческих силах, провод намотался на хвостовой винт.
2. И до кучи к этой версии видео с "Битвы экстрасенсов".

И обо всех трех версиях сразу в одной статейке: lenta.ru/articles/2002/04/29/lebed/
Что сгубило Александра Лебедя: туман, самонадеянность или козни "серого полковника"

Выдвигаются самые фантастические версии катастрофы
28 апреля в авиакатастрофе погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Вертолет Ми-8, в котором Лебедь, его заместитель по социальным вопросам Надежда Кольба, ряд других чиновников, а также журналисты местных СМИ - в общей сложности (вместе с экипажем) 20 человек, разбился в 6:15 по московскому времени на пути в Ермаковский район края, где была намечена презентация новой горнолыжной трассы на Буйбинском перевале.
На обломки вертолета случайно наткнулись сотрудники ГИБДД. Они вызвали подмогу и стали оказывать Лебедю и другим пострадавшим первую медицинскую помощь. Затем губернатора доставили в ближайшую больницу в поселке Танзыбей, а затем переправили в областную больницу Абакана. Там врачи четыре часа боролись за его жизнь, однако спасти губернатора не удалось.
Сразу же после катастрофы скончались еще шесть человек: заместитель Лебедя Надежда Кольба, глава администрации Ермаковского района Василий Роговой, начальник управления по туризму Лев Чернов, оператор телекомпании "ИКС" Игорь Гареев, корреспондент "Сегодняшней Газеты" Константин Степанов и сотрудник Шушенского санатория Лев Конзинский. В ночь на понедельник в Ермаковской районной больнице умерла корреспондент телекомпании "7 канал" Наталья Пивоварова, а в понедельник утром - в абаканской больнице сотрудник охраны Виталий Шлык. Кроме того, некоторые СМИ поспешили сообщил о кончине оператора "7 канала" Станислава Смирнова. Но позже выяснилось, что это неправда - Смирнов отделался лишь переломом руки и сейчас лежит у себя дома в Красноярске. Остальные пострадавшие в авиакатастрофе находятся в больницах в состоянии различной степени тяжести.

Лебедя похоронят на Новодевичьем
Александра Лебедя похоронят на Новодевичьем кладбище в Москве - так решила его семья (рассматривался еще вариант похорон на родину Лебедя в Новочеркасске). 29 апреля с ним прощается Красноярский край, а вечером тело губернатора повезут в столицу. 30 апреля церемония прощания с Лебедем повторится в Центре культуры и творчества Вооруженных сил России на Суворовской площади. Красноярского губернатора и экс-секретаря Совета безопасности России похоронят в соответствии с порядком, установленным для высших военачальников.
Соболезнования родным и близким Лебедя и семьям других погибших уже выразил президент России Владимир Путин. "Примите мои глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью мужа и отца, - говорится в телеграмме президента родным Лебедя. - Александр Иванович навсегда останется в нашей памяти ярким, сильным и мужественным человеком. Настоящим Солдатом, посвятившим свою жизнь служению Отечеству. Сил вам и выдержки в этот тяжелый час". Соболезнования выразили также премьер Михаил Касьянов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Госдумы Геннадий Селезнев, лидеры думских фракций, другие депутаты. Все они называли его "ярким, неординарным политиком", "настоящим боевым генералом", "значительной личностью".
Брат Александра Лебедя Алексей, который возглавляет соседнюю с Красноярским краем Хакасию, считает, что "произошла нелепая случайность, потому что там был сильный туман". "Эта горнолыжная трасса находится на перевале, там туман, и вот при приземлении, очевидно, как-то неправильно сработали летчики. Или произошла какая-то поломка.", - отметил Алексей Лебедь. Он также отметил, что, возможно, нужно было бы объявить общенациональный траур, поскольку "из жизни ушел неординарный человек, видный государственник страны, который все свои силы отдавал для того, чтобы поднимать нашу экономику, нашу социальную сферу".

Шойгу: Виноват туман
Расследованием причин и обстоятельств катастрофы Ми-8 занялась специально созданная государственная комиссия во главе с министром МЧС России Сергеем Шойгу. Сейчас она работает в Красноярске. Шойгу выезжал на место падения вертолета, а также навещал пострадавших в больнице. После этого он пообщался с журналистами.
По словам Шойгу, основной пока является версия о том, что катастрофа произошла из-за плохой видимости. По предварительным данным, вертолет при посадке (или после незапланированной посадки) зацепил провода линии электропередач и рухнул с небольшой высоты. При падении машина не загорелась.
Источник в совете безопасности при администрации Красноярского края развил в интервью РИА "Новости" эту мысль. По его словам, причиной трагедии мог стать плотный туман, обычно возникающий в горах после морозной ночи. Кроме того, провода линии электропередач, на которые налетел Ми-8, были покрыты инеем, и из-за этого пилоты не смогли рассмотреть их на фоне снега. Источник другого СМИ - "Страны.Ru" - в той же администрации края привел еще одну версию: вертолет мог столкнуться с громоотводом, установленным на опоре линии электропередач. По его словам, возможно, что при столкновении, двигатель Ми-8, который у этого типа вертолетов расположен на крыше, свалился в салон. После этого и произошло крушение. Но генеральная причина та же - плохая видимость из-за тумана.
Вместе с тем оба источника оговорились, что установить причину катастрофы с максимальной точностью можно будет только после расшифровки двух "черных ящиков", которые уже найдены на месте катастрофы. Один из них сильно поврежден - его отвезут в Москву, состояние другого позволяет расшифровать содержащиеся в нем записи в Абакане.
Версию о технической неисправности вертолета, что могло привести к крушению, Шойгу отверг - он заявил, что Ми-8 был в порядке и перед вылетом прошел необходимый осмотр.

Красноярское ТВ: Виноват Лебедь
Между тем красноярская государственная телекомпания предложила свою версию развития событий, которой фактически возложила всю ответственность за ЧП на покойного губернатора Лебедя. В понедельник компания сообщила, что, по ее сведениям, командир вертолета Тахир Ахмеров не хотел подниматься в воздух, но Александр Лебедь настоял на вылете вертолета.
Ахмеров, имеющий почти 30-летний стаж полетов, отказывался вылетать из-за ухудшения погодных условий на маршруте. Однако, как утверждает корреспондент красноярской телекомпании, на аудиопленке в одном из "черных ящиков" четко слышен голос Лебедя, который потребовал вылетать немедленно. "Всю ответственность за полет я беру на себя", - якобы заявил Лебедь.

Березовский: Виноват Кремль
А предприниматель Борис Березовский утверждает, что гибель Александра Лебедя не была случайной. "В споре между серым президентом-полковником и ярким генералом-губернатором в России, конечно же, должна победить серость, - заявил Березовский в интервью Граням.Ru. - Именно из-за победы серости над всем, что от нее отличается, Россия терпит одно поражение за другим. Александр Иванович, безусловно, олицетворяет ярчайшие страницы новейшей русской истории. И он не мог смиренно погружаться в то болото, в какое постепенно погружается все российское общество".
Березовский напомнил о конфликте красноярского губернатора с федеральным центром, который проявился во время недавней поездки Путина в Красноярск. "Есть официальная версия, что президент был недоволен работой генерала Лебедя на посту губернатора Красноярского края. Но не имеет значения, что является конкретной причиной спора между ярким и серым человеком. В основе - всегдашняя животная боязнь: серый человек боится человека яркого. Своими действиями в течение последних двух лет, когда власть и лично президент попирали закон, будь то разгром НТВ и ТВ-6, геноцид в Чечне, замалчивание истории со взрывами домов в Москве и Волгодонске, Кремль породил ситуацию, когда ему не верят. И не поверят в том числе и в случайность аварии вертолета, на котором летел Александр Иванович", - указал Березовский.


Лебедь Александр Иванович, русский, родился 20 апреля 1950 года в рабочей семье в Новочеркасске. После окончания школы работал грузчиком, а потом шлифовальщиком на Новочеркасском заводе постоянных магнитов. Здесь познакомился со своей будущей супругой Инной Александровной Чирковой.

В 1969 году Александр Лебедь поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище. После окончания училища в 1973 году служил там же командиром учебного взвода, роты.

В 1981-82 годах командовал первым батальоном 345-го отдельного парашютно-десантного полка в Афганистане.

В 1982 году поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе и окончил ее с отличием в 1985 году.

Был назначен заместителем командира парашютно-десантного полка, затем командиром парашютно-десантного полка в Костроме.

С 1986-й по 1988-й год был заместителем командира воздушно-десантной дивизии в Пскове.

С 1988 года - командир Тульской воздушно-десантной дивизии, с которой был в Тбилиси и Баку.

В 1990 году присвоено звание генерал-майора.

Лучшие дня

В 1990 году А.Лебедь был избран делегатом XXVIII съезда КПСС и учредительного съезда Российской компартии. На последнем съезде был избран членом ЦК РКП.

В феврале 1991 года назначен заместителем командующего ВДВ по боевой подготовке и вузам.

В августе 1991 года не допустил кровопролития во время противостояния возле здания Верховного Совета РСФСР в Москве.

23 июня 1992 года прибыл в Тирасполь для ликвидации вооруженного конфликта в регионе. Был последним командующим ныне ликвидированной 14-й общевойсковой российской армии в Приднестровье.

В июне 1995 года в звании генерал-лейтенанта уволен в запас указом президента России.

17 декабря 1995 года избран депутатом Государственной Думы от Тульского избирательного округа N176.

В начале января 1996 года инициативная группа выдвинула Александра Лебедя кандидатом в Президенты России. В ходе выборов как независимый кандидат занял третье место, набрав 14,7 % голосов россиян.

18 июня 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина был назначен секретарем Совета Безопасности и помощником президента РФ по национальной безопасности.

15 июля 1996 года Б. Ельцин подписал распоряжение о назначении Александра Лебедя Председателем Комиссии по высшим воинским должностям и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при президенте.

Занимая пост Секретаря Совета Безопасности, остановил войну в Чечне. 15 октября 1996 года был отправлен в отставку указом президента.

В 1995 году Александр Лебедь возглавил Общероссийское общественное движение "Честь и Родина", с декабря 1996 года является Председателем Российской народно-республиканской партии.

Александр Иванович Лебедь был известным российским политиком, выдающимся генералом. В 1996 г. за его кандидатуру на президентских выборах проголосовало пятнадцать миллионов человек, что, несомненно, говорило о его большой популярности у населения. Лебедь был председателем движения «Честь и Родина», членом народно-республиканской партии, экс-секретарем Совета Безопасности России. Память об этой известной личности навсегда останется в истории нашей страны.

Детство

Александр Лебедь, биография которого описана в данной статье, родился двадцатого апреля 1950 года в Ростовской области, в г. Новочеркасске. Семья была простой, работящей. У Александра был младший брат Алексей. Отец мальчиков, Иван Андреевич, по национальности украинец. В 1937 г. два раза опоздал на работу на пять минут, и за это его осудили на пять лет тюрьмы. В лагере провел всего два года.

В 1939 г. началась война с Финляндией. Ивана Андреевич был отправлен в штрафбат. Потом прошел всю войну и демобилизовался только в 1947 г. Устроился работать учителем труда, имел и несколько других специальностей. Иван Андреевич умер в 1978 г.

Мать Александра Ивановича, Екатерина Григорьевна, родилась в Рязанской области, всю жизнь работала на телеграфе. С самого детства у Александра осталось тяжелое, неизгладимое впечатление после расстрела демонстрантов на пл. Новочеркасска. Эта трагедия случилась в 1962 г.

Образование

В 1967 г. Александр Лебедь окончил среднюю школу и хотел сразу поступить в летное Качинское училище. Он подал заявление, но не смог пройти медкомиссию по «росту сидя». Потом пробовал поступить в это училище еще раз, но опять неудачно по той же причине.

В Армавирское училище Александра тоже не приняли. Причиной стал перебитый нос. В 1969 г. удача, наконец, Александру улыбнулась, и он был зачислен в Рязанское воздушно-десантное училище. Окончил его в 1973 году. В 1982-м поступил в Военную академию им. Фрунзе. Окончил ее в 1985 г. с отличием.

Трудовая деятельность

Между неудачными попытками поступления в училища Александр Лебедь работал. Сначала грузчиком, потом на Новочеркасском заводе шлифовщиком. Затем решил посвятить жизнь военной карьере.

Служба

После окончания рязанского училища остался там служить. Командовал учебным взводом, а потом - ротой. Его начальником был П. Грачев, с которым они проживали в одном офицерском гостиничном номере. С 1981 по 1982 год участвовал в войне в Афганистане. Его командиром первое время по-прежнему оставался Грачев. Александр Иванович был командиром первого батальона 345-го парашютно-десантного полка.

С 1985 по 1986 год Лебедь служил в Костроме. Замещал командира десантного полка, затем сам был назначен на эту должность. С 1986 по 1988 год замещал командующего псковской дивизией. В 1988 г. под руководство Лебедя была отдана Тульская десантная часть. Он командовал этой дивизией до 1991 г. В те годы военная часть часто направлялась на подавление мятежей и усмирение волнений в «горячих точках».

Осенью 1988 г. дивизия была отправлена в Баку для наведения порядка во время армянских погромов. Весной следующего года Лебедь с частью посетил Грузию. С 1991 по 1992 год Александр Иванович был заместителем командира Воздушно-десантных войск по военной подготовке и учебным заведениям.

Переход на сторону Ельцина

Летом девяносто первого года Александр Иванович Лебедь, выполняя приказ Грачева, окружил с батальоном тульских десантников Белый дом ВС РСФСР. На следующий день уже встал на сторону Бориса Ельцина. Александр Иванович развернул танки против ГКЧП.

Приднестровье

Летом 1992 г. генерал Александр Лебедь прибыл в Тирасполь. Целью, обозначенной Минобороны РФ, была инспекционная деятельность. В то время в Приднестровье ситуация была крайне напряженная. Часть офицеров отказывались подчиняться генералу Неткачеву. Лебедь был отправлен под чужим именем - как полковник Гусев. Александр Иванович должен был сохранить гвардейскую общевойсковую армию и не допустить ее перехода под руководство ПМР. В результате Лебедь отлично справился с поставленной перед ним задачей.

В КПСС Александр Иванович вступил еще в 1972 г. С сентября по октябрь 1993 года Лебедь был депутатом ВС ПМР. Выполняя приказ Ельцина, начал активно критиковать руководство республики, обвиняя в коррупции. Это подрывало позицию непризнанного Приднестровья.

Александр Лебедь, пользуясь политической ситуацией, сделал заявление, что батальон «Днестр» участвовал в защите Верховного Совета РФ. Были представлены даже пофамильные списки. Одновременно Лебедь открыл псевдонимы министров госбезопасности экс-сотрудников Рижского ОМОНа.

Окончание военной карьеры

В 1994 г. Александр Иванович не сошелся с Грачевым во взглядах на конфликт в Чечне. Лебедю поступил приказ о превращении 14-й армии в статус миротворческой. Александр Иванович не согласился выполнять указание и подал в отставку. Пятнадцатого июня 1995 г. Указом президента России Лебедь был отстранен от своей должности и уволен из армии досрочно, в запас. На тот момент Александр Иванович был в звании генерал-лейтенанта.

Начало политической карьеры

Политикой Лебедь заинтересовался во время завершения перестройки. В 1990 г. Александр Иванович стал делегатом 28-го и учредительного (от коммунистов) съездов КПСС. Был избран членом ЦК КП РСФСР. Весной 1995 г. вступил в Конгресс русских общин, которые возглавляли Скоков и Рогозин. Александр Иванович стал зампредседателя Нацсовета КРО.

Государственная дума

Осенью 1995 г. Лебедем было организовано общественное движение под названием «Честь и Родина». Александр Иванович был выдвинут вторым (после Скокова) кандидатом от фракции в депутаты Госдумы РФ. Одновременно участвовал в выборах главы одномандатного Тульского округа. В декабре 1995 г. стал депутатом Госдумы второго созыва. Был членом группы «Народовластие» и Комитета по обороне.

Президентские выборы

В январе 1996 г. стал кандидатом в президенты РФ. Во время первого тура набрал почти пятнадцать процентов избирательских голосов и оказался на третьем месте. Потом поддержал Бориса Ельцина и стал секретарем Совета безопасности России. Обладал «особыми полномочиями». Затем стал помощником президента по нацбезопасности. По рекомендации Лебедя министром обороны был назначен генерал Родионов.

Новые государственные посты и отставки

С лета по осень 1996 года Александр Иванович председательствовал в Комиссии, занимавшейся высшими воинскими должностями и специальными званиями. Представлял президента РФ в Чечне. В августе 1996 г. при участии Лебедя были подписаны Хасавюртские соглашения.

Через некоторое время у Александра Ивановича состоялся конфликт с министром внутренних дел Куликовым. Тот обвинил Лебедя в попытке госпереворота. В результате Александр Иванович был отправлен в отставку. В 1996 г. движение «Честь и Родина» было преобразовано в новую партию, председателем в которой стал Лебедь.

В должности губернатора Красноярского края

С 1998 г. Лебедь Александр - губернатор Красноярского края. В должность вступил официально пятого июня. До конца осени 2001 года входил в СФ Федерального собрания России. Александр Иванович сложил свои полномочия в связи с новым законом. Еще будучи губернатором Красноярского края, Лебедь нередко делал громкие заявления относительно ситуации в регионе и стране в общем. Многие считали его сменщиком Ельцина. Население шутливо называло Лебедя «генерал-губернатором».

Личная жизнь

Александр Лебедь познакомился со своей женой, Инной, когда работал шлифовальщиком на Новочеркасском заводе. Молодые люди сыграли свадьбу двадцатого февраля 1971 года. Первым в 1972 г. у супругов родился сын Александр. Он окончил Тульский институт. Александр хотел быть военным, как и его отец, но не вышло. Когда мальчику было двенадцать лет, у него сильно упало зрение. Александр перенес две операции. Тем не менее зрение так и осталось слабым, существенных изменений в лучшую сторону не произошло.

А в 1973 г. у Александра Ивановича родилась дочь Екатерина. Она окончила Тульский институт по прикладной математике. В 1979 г. семья Лебедя пополнилась третьим ребенком - сыном Иваном. Он учился в Суворовском училище, потом в Академии ПВО и в Высшей школе им. Баумана.

В 2002 г. Александр Иванович в последний раз отметил свой день рождения. На нем присутствовали супруга и дети. Александра Лебедя родные запомнили жизнерадостным, веселым, шутливым. Он охотно давал интервью, но о своей личной жизни разговаривать не любил. Не верил в суеверия. Для всех было большой неожиданностью, когда Александр Иванович решил ответить в интервью на вопросы о своей личной жизни.

После смерти мужа Инна Александровна осталась жить в своем подмосковном доме. Она так и не смогла оправиться от горя. В первое время общалась только со старыми друзьями. Отвлекают Инну Александровну от тяжелых мыслей дети и внуки, которых уже девять. Один из них родился, как и Александр Иванович, в апреле. Его дочь Екатерина вышла замуж за военного, артиллериста. Супруги живут в Туле.

Характер и черты личности

Александр Лебедь - герой России. Многим запомнился как человек с яркой харизмой, сильной и мощной волей. Он был настоящим лидером. Александр Иванович славился своим прекрасным чувством юмора, отлично знал историю. Несмотря на твердую волю и активную политическую деятельность, Лебедь был человеком сентиментальным, что характеризовало его душу как лишенную черствости. Александр Иванович очень бережно относился к супруге, даже пальто подавал только лично. В молодости был кандидатом в мастера спорта по боксу.

Александр Лебедь: гибель политика

Лебедь Александр Иванович скончался двадцать восьмого апреля 2002 г. в авиакатастрофе. Вертолет «МИ-8», перевозивший политика, потерпел крушение в Красноярском крае, на Буйбинском перевале, возле озера Ойское. Александр Иванович вместе со своими сотрудниками летел на открытие горнолыжной трассы.

Вертолет разбился в пятидесяти километрах от поселка Арадан. У автомобильной трассы «Енисей» воздушное судно столкнулось с проводом ЛЭП. Трагедия случилась всего в ста километрах от райцентра Ермаковское. Лебедь скончался от полученных травм.

В то время часто на устах людей был вопрос: «За что убили Лебедя Александра Ивановича?» Но фактов, подтверждающих, что это было преднамеренное убийство, нет. Катастрофу расследовала специальная государственная комиссия. По ее мнению, в крушении оказался виновен экипаж, который плохо подготовился к полету.

Правда, предположения, что причиной стала диверсия, все же выдвигались. Были и противоречивые данные, когда одни источники утверждали, а другие отрицали, что Александр Иванович приказал экипажу двигаться дальше, хотя видел, что погода была нелетной. Хотя этому есть объяснение. Александр Иванович очень любил летать, и если бы ему был предложен в качестве альтернативы автомобиль, все равно выбрал бы вертолет.

В тот злополучный день первым пилотом был Тахир Ахмеров. Стаж у него к тому времени перевалил за 30-летний рубеж. Ахмеров, видя нелетную погоду, отказывался управлять вертолетом, но Александр Иванович настоял на перелете, добавив, что ответственность он берет на себя. Это впоследствии подтвердилось самописцами, в которых отчетливо слышен голос и приказ политика.

Рассматривалась и еще одна версия относительно причины катастрофы. Оказывается, у экипажа не было в наличии аэронавигационных карт. На тех, которые имелись в их распоряжении, линия электропередачи, с которой и столкнулся вертолет, не была обозначена. Нашли потерпевший крушение вертолет случайно проезжавшие сотрудники ГИБДД. Александру Ивановичу была на месте оказана первая помощь.

Затем Лебедь был доставлен в больницу поселка Танзыбей. Это ближайший населенный пункт от места катастрофы. Чуть позже Александр Иванович был доставлен в облбольницу Абакана. В ней политик и скончался от полученных при падении вертолета травм. Похороны Александра Лебедя состоялись в Москве, на Новодевичьем кладбище.

По итогам расследования, в 2004 г. Красноярским краевым судом командир вертолета, который перевозил политика с его сотрудниками, был приговорен к четырем годам лишения свободы. Тахир Ахмеров отбывал наказание в колонии-поселении. В отношении второго пилота было вынесено решение об осуждении его на три года условно, с двухлетним испытательным сроком.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png