Велико разнообразие органического мира в настоящем, но оно покажется буквально безграничным, если представить как происходило развитие жизни на Земле на протяжении сотен миллионов лет.

Любая былинка, мимо которой мы равнодушно проходим, имела очень длинный ряд поколений своих предков, и чем дальше вглубь веков, тем менее похожи были эти предки на современные формы.
Каждый организм слагается не только под влиянием настоящего, но и всего прошлого, вплоть до скрывающегося во мраке времен начала жизни.
К. А. Тимирязев Картину развития органического мира, нередко наглядно изображают в виде ветвистого дерева . Ствол дерева - это первичные зеленые организмы, крупные сучья - возникшие от них группы еще несложных растений, более мелкие ветви - изменившиеся потомки этих групп, концы веток - современные формы. Родословное дерево. Некоторые ветви этого дерева засохли - это вымершие группы, исчезнувшие вследствие каких-то условий, оказавшихся для них неблагоприятными; иные ветви, наоборот, пышно разрослись, образовав множество ответвлений, - это группы растений, развившихся в благоприятных для их жизни условиях и давших много новых форм. Такое наглядное изображение истории развития организмов, показывающее не только происхождение той или иной группы организмов, но и родство разных групп, носит название родословного дерева . Еще наглядней можно представить эту эволюцию в виде движения реки , разделившейся на многочисленные протоки, то быстрые и стремительные, то медленные, суживающиеся и исчезающие. Подобно тому, как в протоках и разветвлениях настоящей реки постоянно изменяются и количество уносимой воды и быстрота ее движения, так изменялись и формы растений великой реки жизни: одни быстро, другие подолгу оставаясь почти без изменений. Желая подчеркнуть это беспрерывное движение жизни как основное ее свойство, К.А. Тимирязев назвал биологию наукой о динамике органического мира .

Перемены на земле

Много перемен произошло на Земле за ее многовековую историю:
  • Изменялись очертания и рельеф суши, площадь и глубина мирового океана.
  • Возникали новые горные хребты, разрушались , горные местности превращались в равнины.
  • Менялись направление и характер ветров и морских течений.
  • Состав атмосферы и воды океанов и морей со временем также изменялся.
  • Количество света и тепла, поступающее на землю от солнца, в разные времена было различным.
  • Ученые считают, что даже положение земной оси по отношению к плоскости движения Земли вокруг Солнца не оставалось неизменным.
Все это вызывало существенные изменения как в физических и химических условиях жизни, так и в мире растений. Геологи, изучающие жизнь земной коры по характеру и составу отложений горных пород, по их форме и расположению, а также по другим данным, восстановили картину геологических изменений, происходивших на Земле.

Следы прошлой жизни

Самые ценные данные об этих изменениях получены на основе остатков жизни, сохранившихся в земных недрах. Эти следы прошлой жизни изучает наука палеонтология . Она в значительной степени помогает геологии выяснить, какие изменения происходили в . Остатки животных и растений называют палеонтологическими документами , то-есть очень достоверными материалами, по которым уверенно можно судить о том, какие события происходили на Земле в прошлом. Обнаруживаемые в недрах земли палеонтологические документы издавна привлекали внимание ученых. Об этом писал, например, М. В. Ломоносов в своей работе «О слоях земных»:
Земная поверхность ныне совсем другой имеет вид, нежели каков был издревле. В холодных климатах показываются в каменных горах следы трав индийских с явственными начертаниями, уверяющими об их природе.
Таким образом, основываясь на том, что в холодных странах обнаруживаются следы южных растений, Ломоносов сделал совершенно правильное предположение: очевидно, в далеком прошлом условия жизни на севере были совершенно иные, чем теперь.

Ценные раскопки

К сожалению, подробные ценные раскопки находят сравнительно редко. Ведь нечасто бывали на Земле такие особо благоприятные условия, при которых нежные части растения могли бы оставить какой-то долговечный след. Случалось иногда, что листок, упав на мягкий ил, покрывался им. Впоследствии ил уплотнялся, превращался в твердую породу, и исследователь, раскалывая такую слоистую породу на пластинки, обнаруживал вдруг отчетливый след листка или другой части древнего растения.

Янтарь

На южном и юго-восточном побережьях находят куски янтаря , а в них очень хорошо сохранившиеся отпечатки мелких членистоногих животных (насекомые, паучки) и части растений (почки, листья, цветки, семена и проч). Янтарь - это затвердевшая смола некоторых древних хвойных деревьев. Когда она вытекала из их поврежденных стволов и ветвей, в нее попадали мелкие животные и части растений.
Янтарь - это затвердевшая смола некоторых древних хвойных деревьев. Прошло много времени, смола превратилась в янтарь, и теперь мы иногда обнаруживаем в ней изумительно четкие и точные следы древней жизни.

Куски окаменелого дерева

Находят в земле и куски окаменелого дерева , целиком состоящие из минерального вещества. Они настолько точно сохранили строение древесины, что исследователю, рассматривающему тонкие пластинки окаменелости под микроскопом, кажется, что он видит древесину живого дерева. Такая окаменелость образуется при особых условиях, когда происходит очень медленное замещение органического вещества дерева минеральными веществами, растворенными в воде. В результате этого дерево, сохраняя форму и строение, оказывается полностью минерализированным.
Минерализованное дерево. В большинстве случаев требуется очень большая и кропотливая работа, чтобы по сохранившимся полустертым следам восстановить прошлое растений . Тем не менее упорная исследовательская мысль проникла в глубины прошлого и по этим следам достаточно полно восстановила как менялся мир растений за миллионы столетий. По этим данным, развитие жизни, как и развитие всего существующего, не было плавным - происходило чередование периодов длительных, относительно спокойных и более коротких, но бурных. Длительность бурных геологических революций определяется нередко миллионами лет. Все же такие революционные периоды в развитии жизни проходили много быстрее, чем периоды спокойные, эволюционные. Ученые, изучавшие развитие жизни на Земле, давно отметили эту неравномерность развития по качественно различным отложениям слоев и остаткам жизни, находимым в земле. Отсюда возникло деление истории жизни на отдельные этапы. Самые большие отрезки времени получили название эр. Продолжительность их обычно исчисляется сотнями миллионов лет.

Этапы в истории Земли

Этап истории Земли , когда возникла первичная жизнь, получил название протерозойской эры - ранней жизни . Она продолжалась около 600 миллионов лет. Ее сменила эра палеозойская - древней жизни , длительность которой определяют в 325 миллионов лет. За ней следовала мезозойская эра - средней жизни , продолжавшаяся 115 миллионов лет, перешедшая затем в кайнозойскую эру - новой жизни , или современная эра , начало которой отстоит от нашего времени примерно на 70 миллионов лет. Таким образом, жизнь существует на Земле не менее миллиарда лет . Протерозойской эре предшествовал очень длительный отрезок времени, который называют азойской, то-есть безжизненной эрой . Каждая эра делится на более короткие, исчисляемые обычно десятками миллионов лет, отрезки времени - геологические периоды, (подробнее:

Наиболее существенная черта гипотезы А. И. Опарина - постепенное усложнение химической структуры и морфологического облика предшественников жизни (пробионтов) на пути к живым организмам.

Большое количество данных говорит о том, что средой возникновения жизни могли быть прибрежные районы морей и океанов. Здесь, на стыке моря, суши и воздуха, создавались благоприятные условия для образования сложных органических соединений.

Например, растворы некоторых органических веществ (сахаров, спиртов) обладают большой устойчивостью и могут существовать неограниченно долгое время. В концентрированных растворах белков, нуклеиновых кислот могут образовываться сгустки, подобные сгусткам желатина в водных растворах. Такие сгустки называют коацерватными каплями или коацерватами (рис. 66). Коацерваты способны адсорбировать различные вещества. Из раствора в них поступают химические соединения, которые преобразуются в результате реакций, происходящих в коацерватных каплях, и выделяются в окружающую среду.

Коацерваты - это еще не живые существа. Они проявляют лишь внешнее сходство с такими признаками живых организмов, как рост и обмен веществ с окружающей средой.

Поэтому возникновение коацерватов рассматривают как стадию развития преджизни.

Развитие жизни на Земле.

Историю живых организмов на Земле изучают по сохранившимся в осадочных горных породах остаткам, отпечаткам и другим следам их жизнедеятельности. Этим занимается наука палеонтология. Для удобства изучения и описания вся история Земли разделена на отрезки времени, имеющие различную длительность и отличающиеся друг от друга климатом, интенсивностью геологических процессов, появлением одних и исчезновением других групп организмов и т. д.

Названия этих отрезков времени греческого происхождения. Самые крупные такие подразделения - зоны, их два - криптозой (скрытая жизнь) и фанерозой (явная жизнь). Зоны делятся на эры (рис. 67). В криптозое две эры - архей (древнейший) и протерозой (первичная жизнь). Фанерозой включает в себя три эры - палеозой (древняя жизнь), мезозой (средняя жизнь) и кайнозой (новая жизнь). В свою очередь, эры разделены на периоды, периоды иногда делят на более мелкие части.

Криптозой. По мнению ученых, планета Земля формировалась 4,5- 7 млрд. лет назад. Около 4 млрд. лет назад стала остывать и затвердела земная кора, на Земле возникли условия, позволившие развиваться живым организмам. Архей. Архей - самая древняя эра, начался более 3,5 млрд. лет назад и продолжался около 1 млрд. лет. В это время на Земле были уже довольно многочисленны цианобактерии, окаменевшие продукты жизнедеятельности которых - строматолиты - найдены в значительных количествах.

Австралийскими и американскими исследователями были найдены и сами окаменевшие цианобактерии. Таким образом, в архее уже существовала своеобразная «прокариотическая биосфера». Цианобактериям обычно для жизнедеятельности нужен кислород. Кислорода в атмосфере еще не было, однако им, по-видимому, хватало кислорода, который выделялся при химических реакциях, протекавших в земной коре.

Очевидно, биосфера, состоящая ил анаэробных прокариот, существовала еще раньше.

Важнейшим событием архея явилось возникновение фотосинтеза. Нам неизвестно, какие именно организмы явились первыми фотосинтетиками.

Протерозой.

Протерозойская эра - самая длинная в истории Земли. Она продолжалась около 2 млрд. лет.

Примерно через 600 млн. лет после начала протерозоя, около 2 млрд. лет назад, содержание кислорода достигло так называемой «точки Пастера» - около 1% от его содержания в атмосфере, современной нам.

Ученые считают, что такая концентрация кислорода достаточна для того, чтобы обеспечить устойчивую жизнедеятельность одноклеточных аэробных организмов.

Вспышка разнообразия животных. Конец протерозоя, примерно 680 млн. лет назад, ознаменовался мощной вспышкой разнообразия многоклеточных организмов и появлением животных (рис. 68). До этого периода находки многоклеточных редки и представлены растениями и, возможно, грибами.

Возникшая в конце протерозоя фауна получила название эдиакарской по местности в Южной Австралии, где в середине XX в. в слоях возрастом 650-700 млн. лет были обнаружены первые отпечатки животных.

Впоследствии похожие находки были сделаны и на других материках. Эти находки послужили причиной выделения в протерозое особого периода, получившего название венд (по названию одного из славянских племен, живших на берегу Белого моря, где обнаружены богатые местонахождения представителей этой фауны). Палеозой.

Палеозойская эра значительно короче предыдущих, она продолжалась около 340 млн лет. Суша, представлявшая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов. К началу палеозоя у некоторых животных образовался внешний органический или минеральный скелет.

Климат кембрия был умеренным, материки - низменными. В кембрии животные и растения населяли в основном моря. На суше по-прежнему жили бактерии и сине-зелёные.

Кембрийский период ознаменовался быстрым распространением представителей новых типов беспозвоночных животных, многие из которых имели известковый или фосфатный скелет.

Ученые связывают это с появлением хищничества. Среди одноклеточных животных были многочисленны фораминиферы - представители простейших, имевших известковую или склеенную из песчинок раковину.

Ордовик. В ордовике значительно увеличивается площадь морей. В морях ордовика весьма разнообразны зеленые, бурые и красные водоросли. Идет интенсивный процесс образования рифов кораллами.

Значительное разнообразие наблюдается среди головоногих и брюхоногих моллюсков. В ордовике впервые появляются хордовые. Силур. В конце силура наблюдается развитие своеобразных членистоногих - ракоскорпионов. К ордовику и силуру относится расцвет в морях головоногих моллюсков.

Появляются новые представители беспозвоночных - иглокожие. В силурийских морях начинается массовое распространение первых настоящих позвоночных - панцирных бесчелюстных. В конце силура - начале девона начинается интенсивное развитие наземных растений.

Выходят на сушу и животные.

Одними из первых перешли из водной среды представители типа членистоногих - пауки, от иссушающего действия атмосферы их защищал хитиновый панцирь. Девон. В результате поднятия суши и сокращения морей климат девона был более континентальный, нежели в силуре. В девоне появились пустынные и полупустынные области. В морях обитали настоящие рыбы, вытеснившие панцирных бесчелюстных. Среди них были хрящевые рыбы (современные представители - акулы), появились и рыбы с костным скелетом. В девоне на суше появляются первые леса из гигантских папоротников, хвощей и плаунов. Новые группы животных начинают завоевывать сушу.

Представители членистоногих, вышедшие на сушу, дают начало многоножкам и первым насекомым. В конце девона потомки рыб выходят на сушу, образуя первый класс наземных позвоночных - земноводных (амфибий). Карбон. В каменноугольном периоде, или карбоне, происходит заметное потепление и увлажнение климата. В жарких, тропического типа болотистых лесах произрастают громадные (высотой до 40 м) папоротники, хвощи и плауны.

Помимо этих растений, размножающихся спорами, в карбоне начинают распространяться голосеменные растения, возникшие еще в конце девона. Их семя было покрыто оболочкой, предохранявшей от высыхания. Во влажных и теплых болотистых лесах исключительного расцвета и разнообразия достигли древнейшие земноводные - стегоцефалы.

Появляются первые отряды крылатых насекомых - тараканы, длина тела которых достигает 10 см, и стрекозы, некоторые виды которых имели размах крыльев до 75 см. Пермь.

Дальнейшее поднятие суши привело в перми к развитию засушливого климата и похолоданию.

Влажные и пышные леса остаются только в районе экватора; постепенно вымирают папоротникообразные. Им на смену приходят голосеменные растения.

Сухость климата способствовала исчезновению земноводных - стегоцефалов. Зато значительного разнообразия достигают древнейшие пресмыкающиеся, возникшие еще в конце карбона.

Мезозой справедливо называют эрой пресмыкающихся. Их расцвет, широчайшая дивергенция и вымирание происходят именно в эту эру. Триас. В триасе сильно сокращаются площади внутриконтинентальных водоемов, развиваются пустынные ландшафты. В условиях засушливого климата вымирает множество сухопутных организмов, у которых отдельные этапы жизни связаны с водой.

Вымирает большинство земноводных, почти полностью исчезают древовидные папоротники, хвощи и плауны.

Вместо них начинают преобладать наземные формы, в жизненном цикле которых нет стадий, связанных с водой. Среди растений в триасе сильного развития достигают голосеменные, среди животных - пресмыкающиеся. Уже в триасе возникают первые представители теплокровных - мелкие примитивные млекопитающие и птицы. Юра. В юре происходит некоторое расширение площадей тепловодных морей. В морях весьма многочисленны головоногие моллюски - аммониты и белемниты.

Весьма разнообразны морские пресмыкающиеся.

Помимо ихтиозавров, в морях юры появляются плезиозавры - животные с широким туловищем, длинными ластами и змеевидной шеей.

Морские пресмыкающиеся как бы поделили между собой пищевые ресурсы: плезиозавры охотились на мелководьях прибрежной зоны, а ихтиозавры - в открытом море. В юре пресмыкающиеся начали осваивать и воздушную среду.

Разнообразие летающих насекомых создавало условия для развития насекомоядных летающих ящеров.

Мелкими летающими ящерами стали питаться крупные ящеры.

Летающие ящеры просуществовали до конца мела. Мел.

Меловой период (или мел) назван в связи с образованием мела в морских отложениях того времени. Он возник из остатков раковинок простейших животных - фораминифер. В этом периоде возникают и чрезвычайно быстро распространяются покрытосеменные растения, вытесняются голосеменные.

Широкое распространение насекомых и появление первых покрытосеменных растений привело со временем к связи между ними. У покрытосеменных возник цветок - орган размножения, привлекающий насекомых окраской, запахом и запасами нектара.

Насекомые, питаясь нектаром, стали переносчиками пыльцы.

Перенос пыльцы насекомыми по сравнению с ветроопылением приводит к меньшей растрате гамет. В конце мела климат изменяется в сторону резкой конти-нентальности и общего похолодания. В морях вымирают аммониты и белемниты, а вслед за ними и питавшиеся ими морские ящеры - плезиозавры и ихтиозавры. На суше стала сокращаться влаголюбивая растительность, служившая пищей растительноядным динозаврам, что привело к их исчезновению; вымерли и хищные динозавры. Из пресмыкающихся лишь в экваториальных областях сохранились крупные формы - крокодилы, черепахи и гаттерии.

Большинство выживших пресмыкающихся (ящерицы, змеи) были небольших размеров. В условиях резко континентального климата и общего похолодания исключительные преимущества получили теплокровные - птицы и млекопитающие, чей расцвет относится к следующей эре - кайнозою.

Кайнозой.

Кайнозойская эра - это расцвет цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих. Она началась около 66 млн. лет назад и продолжается до настоящего времени.

Палеоген.

Первый период кайнозоя млекопитающие заменили пресмыкающихся, заняв их экологические ниши на земле, птицы стали господствовать в воздухе. В течение этого периода формируется большинство современных групп млекопитающих - насекомоядные, хищные, ластоногие, китообразные, копытные.

Появились первые примитивные приматы лемуры а затем и настоящие обезьяны.

Неоген. В неогене климат стал более холодным и сухим.

Тропические и саванновые леса, росшие некогда в умеренной зоне от современной Венгрии до Монголии, сменяются степями. Это привело к широкому распространению злаковых растении, которые стали источником пищи для травоядных млекопитающих. Б этом периоде сформировались все современные отряды млекопитающих, появились первые человекообразные обезьяны.

Антропоген.

Последний период кайнозоя - антропоген - это тот геологический период, в котором живем и мы. Его название обусловлено тем, что именно в этом периоде появился человек. В антропогене выделяют два века (не столетия, а века в геологическом смысле) - плейстоцен и голоцен. В течение плейстоцена наблюдались очень сильные изменения климата - произошли четыре гигантских оледенения, сменявшихся отступлением ледников.

Отрицательные температуры в зоне оледенения приводили к тому, что пары воды конденсировались в виде снега, а таяние льдов и снегов ежегодно давало меньше воды, чем выпадало снега.

Накопление гигантских запасов льда на суше привело к существенному понижению уровня Мирового океана (на 60-90 м). В Старом Свете (за исключением Мадагаскара) человек расселился, как минимум, 500 тыс. лет назад, а возможно, значительно раньше. Перед последним оледенением (около 35-40 тыс. лет назад) через сухопутный мост в районе современного Берингова пролива древние охотники из Азии перешли в Северную Америку, которую заселили до Огненной Земли. К началу голоцена, когда началось глобальное потепление и таяние ледников, вымерли многие крупные млекопитающие - мамонты, шерстистые носороги, пещерный медведь. По-видимому, это вымирание было обусловлено не только изменениями климата, но и активной деятельностью человека. Около 10 тыс. лет назад в умеренно теплых областях Земли (Средиземноморье, Ближний Восток, Индия, Китай, Мексика, Перу и др.) наступила «неолитическая революция», связанная с переходом человека от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Началось одомашнивание животных и введение растений в культуру.

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными - привела к вымиранию или сокращению ареалов многих степных животных (тур, тарпан и др.), к расширению площадей пустынь (Сахара, Каракумы, Такла-Макан), появлению подвижных песков. Все это определило тот видовой состав органического мира, который существует в настоящее время, повлияло на современное географическое распространение организмов, создало их современные сообщества.

История развития Жизни на Земле

Палеонтология - наука, изучающая историю живых организмов на Земле, по сохранившимся остаткам, отпечаткам и другим следам их жизнедеятельности.

Планета Земля образовалась около 4,5 млр. лет назад. Жизнь на Земле появилась около 3,5-3,8 млр. лет назад.

ТАБЛИЦА: «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

АРХЕЙ

(древнейший)

около

3500 млн.

(длит. около 900 млн)

Активная вулканическая деятельность. Анаэробные условия жизни в мелководном древнем море. Развитие кислородосодержащей атмосферы

Возникновение жизни на Земле. Эра прокариот: бактерий и цианобактерий.Появление первых клеток (прокариоты)- цианобактери. Возникновение процесса фотосинтеза, появление эукариотических клеток

Ароморфозы: появление оформленного ядра, фотосинтеза

ПРОТЕРОЗОЙ

(первичная жизнь)

около 2600 млн. (длит. около2000 млн)

самая длинная в истории Земли

Поверхность планеты- голая пустыня, Климат холодный. Активное образование осадочных пород. В конце эры содержание кислорода в атмосфере около 1%. Суша - единый суперконтинент

( Панге я ) Процесс почвообразования.

Появление многоклеточности, процесса дыхания. Возникли все типы беспозвоночных животных. Широко распространены простейшие, кишечнополостные, губки, черви. Из растений преимущественно распространены одноклеточные водоросли

ПАЛЕОЗОЙ

(древняя жизнь)

Длительность ок. 340 млн

Кембрий

ок. 570 млн

дл. 80 млн

Вначале умеренный влажный, затем теплый сухой климат. Суша раскололась на материки

Расцвет морских беспозвоночных, большинство которых - трилобиты (древние членистоногие) около 60% всех видов морской фауны. Появление организмов с минерализованным скелетом. Возникновение многоклеточных водорослей

Ордовик

ок. 490 млн

дл. 55 млн

Умеренный влажный климат с постепенным повышением сред. Температуры. Интенсивное горообразование, освобождение от воды значительных территорий

Появление первых позвоночных (хордовых)- бесчелюстных. Разнообразие головоногих и брюхоногих моллюсков, разнообразие водорослей: зеленые, бурые, красные. Появление коралловых полипов

Силур

ок. 435 млн

дл. 35 млн

Интенсивное горообразование, возникновение коралловых рифов

Пышное развитие кораллов и трилобитов, появляются ракоскорпионы, широкое распространение панцирных бесчелюстных (первые настоящие позвоночные), появление иглокожих, первые наземные животные - паукообразные . Выход на суши растений, первые наземные растения ( псилофиты )

Девон

ок. 400 млн

дл. 55млн

Климат: смена сухих и дождливых сезонов. Оледенение на территории современных Южной Америки и Южной Африки

Век рыб: Появление рыб всех систематических групп,(в наши дни можно встретить: латимерия(кистеперые рыбы), протоптер (двоякодышащая)) вымирание значительного кол-ва беспозвоночных и большинства бесчелюстных, появление аммонитов-головоногих моллюсков со спирально закрученными раковинами Освоение животными суши: пауки, клещи. Появление наземных позвоночных – стегоцефалы (панцирноголовые )(первые земноводные; произошли от кистеперых рыб) Развитие и вымирание псилофитов. Возникновение споровых растений: плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных. Возникновение грибов

Карбон

(каменноугольный период)

ок. 345

млн.

дл. 65 млн

Всемирное распространение болот. Теплый влажный климат сменяется холодным и сухим.

Расцвет земноводных, появление первых рептилий- котилозавры , летающих насекомых, сокращение численности трилобитов. На суше – леса споровых растений, появление первых хвойных

Пермь

280 млн.

Дл. 50 млн

Зональность климата. Завершение горообразования, отступление морей, формирование полузамкнутых водоемов. Рифообразование

Быстрое развитие рептилий, возникновение звероподобных пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновения лесов, за счет вымирания древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Пермское вымирание (96 % всех морских видов, 70 % наземных позвоночных)

В палеозое происходит важное эволюционное событие: заселение суши растениями и животными.

Ароморфозы у растений: появление тканей и органов (псилофиты); корневой системы и листьев (папоротники, хвощи, плауны); семени (семенные папоротники)

Ароморфозы у животных: формирование костных челюстей (челюстноротых панцирных рыб); пятипалой конечности и легочного дыхания (земноводные); внутреннего оплодотворения и накопления питательных веществ (желток) в яйцеклетке (пресмыкающиеся)

МЕЗОЗОЙ

(средняя жизнь) эра пресмыкающихся

Триас

230 млн.

Дл.40 млн

Раскол суперконинента

(Лавразия,Гондвана) движение материков

Расцвет рептилий «век динозавров», появляются черепахи, крокодилы, гаттерии. Возникновение первых примитивных млекопитающих (предки-древние зверозубые пресмыкающиеся), настоящих костистых рыб. Семенные папоротники вымирают, распространены папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные, широкое распространение голосеменных

Юра

190 млн.

Дл.60 млн

Климат влажный, потом сменяется засушливым в области экватора, движение континентов

Господство пресмыкающихся на суше, в океане и воздухе,(летающие пресмыкающиеся- птеродактили) появление первых птиц - археоптерикс. Широко распространены папоротники и голосеменные

Мел

136 млн.

Дл. 70 млн.

Похолодание климата, отступление морей, сменяется увеличением s океана

Появление настоящих птиц, сумчатых и плацентарных млекопитающих, расцвет насекомых, появляются покрытосеменные растения, сокращение численности папоротников и голосеменных вымирание крупных рептилий

Ароморфозы животных: появление 4-камерного сердца и теплокровности, перьев, более развитой нервной системы, увеличение запаса питательных веществ в желтке (птицы)

Вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбриона через плаценту (млекопитающие)

Ароморфозы растений: возникновение цветка, защита семени оболочками (покрытосеменные)

КАЙНОЗОЙ

Палеоген

66 млн.

дл. 41 млн.

Устанавливается теплый равномерный климат

Широко распространены рыбы, вымирают многие головоногие моллюски, на суше: амфибии, крокодилы, ящерицы, появляются многие отряды млекопитающих, в том числе и приматы. Расцвет насекомых. Господство покрытосеменных, появляется тундра и тайга, у животных и растений появляются многочисленные идиоадаптации(н-р: самоопыляющиеся, перекрестноопыляемые растения, многообразие плодов и семян)

Неоген

25 млн.

дл.23 млн.

Движение материков

Господство млекопитающих, распространены: приматы, предки лошадей, жирафов, слонов; саблезубые тигры, мамонты

Антропоген

1,5 млн.

Характерны неоднократные смены климата. Крупные оледенения Северного полушария

Появление и развитие человека, животный и растительный мир приобретают современные черты

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 Практическое занятие Описание особей вида по морфологическому критерию Цель: изучить критерии вида морфологический, физиологический, генетический, географический, экологический, биохимический; рассмотреть на конкретных примерах видов растений и животных морфологический критерий. Оборудование: гербарный материал, фотографии, рисунки растительных и животных организмов. Ход занятия: 1.Рассмотрите предложенные вам организмы растений и животных. Сравните их по предложенным критериям. Заполните таблицу. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ Признаки для сравнения Объект 1 Объект 2 Внешний вид: Географическое местообитание Образ жизни Экологическое значение Побег, расположение листьев на стебле, форма и размеры листьев, тип жилкования, корневой системы, цветок, соцветие Форма тела, головы, пропорции туловища, строение конечностей; окрас кожи, шерсти; рост, размер 2.Расставьте в правильной последовательности категории, входящие в структуру вида: популяция, подвид, особь, разновидность 3.Два вида двойника можно отличить по признакам: месту обитания, особенностям поведения, кариотипу соматических клеток, особенностям внешнего строения, размеру и числу хромосом, генотипу клеток организма 4.Современные представления о биологическом виде: виды сотворены и неизменны; виды не существуют реально; вид реально существует, виды неустойчивы и динамичны; вид существует определенное время, а затем или вымирает, или изменяется; любая изменчивость в природе представляет собой видообразование 5.Чем понятие космополита отличается от эндемика? Ответ поясните. Приведите примеры. Вывод: Сделайте вывод, ответив на вопрос, Почему при установлении видовой принадлежности нельзя использовать только один из видовых критериев?

3 Практическое занятие Анализ адаптаций организмов к среде обитания Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить механизм возникновения адаптаций, уметь классифицировать адаптации, раскрыть их значение для организмов. Оборудование: справочники «Общая биология» стр.102, фотографии и рисунки организмов животных и растений. Ход работы: Задание 1 Определите соответствие между формой тела и организмом, который ее имеет. Раскройте ее значение: Форма тела: торпедообразная, сучкообразная, листообразная, причудливая Акула, палочники, гусеница пяденицы, дельфин, морские коньки, удильщики Задание 2 Определите соответствие между окраской тела и организмом, который ее имеет. Раскройте ее значение: Окраска тела: покровительственная, расчленяющая, предупреждающая Зебра, тигр, белая куропатка, пчелы, осы, гусеница бабочки капустницы, заяц-беляк, мадагаскарский жук, молодые серые вараны, саламандра пятнистая, детеныши моржей, тля, жирафы. Задание 3 В чем разница между маскировкой и демонстрацией? Приведите примеры. Задание 4 Приведите примеры мимикрии. Чем бейтсовская отличается от мюллеровской? Вывод: Раскройте механизм формирования и значение адаптаций. Почему приспособленность никогда не бывает абсолютной Практическое занятие «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле. Ход работы. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле». Заполнить таблицу: Теории и гипотезы Сущность теории или гипотезы Доказательства 3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему? «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле». 1. Креационизм. Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию. 2. Теория стационарного состояния. Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

4 Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности либо изменение численности, либо вымирание. Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков. 3. Теория панспермии. Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века. Согласно гипотезе панспермии жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю. Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелевской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах: универсальности генетического кода; необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сейчас на планете крайне редко. Но если жизнь возникла не на Земле, то как она возникла вне ее? 4. Физические гипотезы. В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским. Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания. В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного вещества, которое больше не повторилось. Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя. 5. Химические гипотезы. Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы. У истоков истории химических гипотез стояли воззрения Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под действием химических и физических причин появились соединения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появилась безъядерная клетка исходная форма для всех живых существ на Земле. Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в гг. XX века. Гипотеза Опарина представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за

5 действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни. Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран. В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в метеоритах углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

6 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ГИПОТЕЗ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Цель: установить черты сходства и различия в строении и жизнедеятельности человека и человекообразных обезьян; проанализировать основные ступени антропогенеза; выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих «за» или «против» определенных гипотез. Оборудование: рисунки, таблицы, фотографии, 3D-модели основных стадий антропогенеза человека, справочники по общей биологии. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Карл Линней в 18 веке впервые дал видовое название Homo sapiens (Человек разумный) Определите систематическое положение человека по следующим критериям: Царство --- Подцарство --- Тип --- Подтип --- Класс --- Отряд --- Подотряд --- Секция --- Надсемейство --- Семейство --- Род --- Вид Человек, Животные, Млекопитающие, Хордовые, Приматы, Узконосые, Обезьяны, Высшие Узконосые, Люди, Человек разумный, Многоклеточные, Позвоночные 2. Выберите из перечисленных факторов эволюции человека биологические и социальные. Факторы: трудовые операции, общественный образ жизни, наследственность, борьба за существование, речь, естественный отбор, сознание, изменчивость, абстрактное мышление, социальная конкуренция, мутации, генетические заболевания человека 3. Используя данные справочника, учебной литературы, таблиц, моделей, составьте родословную человека разумного. 4. Оцените предлагаемые факты с точки зрения аргументации основных гипотез о происхождении человека: Эволюционный путь Сотворение Нейтральные факты 1.Наличие у человека атавизмов; 2. наличие разных рас Homo sapiens; 3. очень сложная социальная структура человеческого общества; 4. общность строения основных систем органов у человека и животных; 5. наличие в геологических слоях ископаемых останков животных, не существующих в данное время; 6. наличие у человека волосяного покрова на голове; 7. невозможность на данный момент составить полную картину возникновения человека от диких предков; 8. сложная структура головного мозга человека в сравнении с животными; 9. сложность поведения и проявлений психической деятельности человека; 10. наличие у человека рудиментов; 11. способность использовать орудия труда; 12. наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека; 13. большие размеры головного мозга человека в сравнении с животными; 14. наличие человеческих племен, ведущих примитивный образ жизни; 15. наличие только у человека членораздельной речи Сделайте вывод, ответив на вопрос, о чем свидетельствуют факты аргументации гипотез происхождения человека? «Современная биология накопила много фактов, свидетельствующих о возможном происхождении человека от обезьяноподобных предков. В то же время, есть некоторые факты, которые не вписываются в эту теорию»

7 Контрольная работа «Развитие жизни на Земле» Вариант Гипотеза происхождения жизни из неживой материи: А) биогенез; Б) панспермия; В) абиогенез; Г) креационизм. 2. Кто сформулировал биохимическую гипотезу возникновения жизни: А) Шлейден и Шванн; Б) А.И. Опарин; В) Уотсон и Крик; Г) Мюллер и Геккель. 3. Укажите, какой таксон есть предок амфибий: А) Панцирные рыбы; Б) Кистеперые рыбы; В) Лучеперые рыбы; Г) Хрящевые рыбы. 4. Укажите верную последовательность эр эволюции Земли, начиная с последней, которая длится сейчас, до древнейшей: А) Архейская Б) Мезозойская В) Кайнозойская Г) Палеозойская 5. Эукариоты появились: А) в Архее; Б) в Протерозое; В) в Палеозое; Г) в Мезозое; 6. Укажите, когда появились первые хордовые животные: А) в кембрийском периоде; Б) ордовикском периоде; В) силурийском периоде; Г) Архейскую эру. 7. Когда появились Хвойные растения: А) Девонский период; Б) Пермский период; В) Триасовый период; Г) Каменноугольный период. 8. Период расцвета саблезубых тигров: А) Антропогеновый; Б) Палеогеновый; В) Неогеновый; Г) Меловой. 9. Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор: А) Триасовый; Б) Юрский; В) Неогеновый; Г) Меловой. 10. Определите систематическое положение следующих видов: Слон африканский; Одуванчик лесной; 11. Основные события мелового периода: А) расцвет голосеменных; Б) появление покрытосеменных; В) расцвет фораминифер; Г) появление плацентарных млекопитающих; Д) расцвет летающих ящеров. Контрольная работа «Развитие жизни на Земле» Вариант 2 1.Гипотеза происхождения жизни из живой материи: А) биогенез; Б) панспермия; В) абиогенез; Г) креационизм. 2. Кто сформулировал гипотезу панспермии: А) Шлейден и Шванн; Б) Уотсон и Крик; В) Мюллер и Геккель; Г) Аррениус и Вернадский. 3. Укажите от кого произошли птицы (одна из гипотез): А) Бронтозавр; Б) Птеродактиль; В) Ихтиозавр; Г) Археоптерикс. 4. Укажите верную последовательность эр эволюции Земли, начиная с самой древней и до сегодняшнего времени: А) Архейская; Б) Мезозойская; В) Кайнозойская; Г) Палеозойская. 5. Прокариоты появились: А) в Архее; Б) в Протерозое; В) в Палеозое; Г) в Кайнозое. 6. Укажите, когда появились первые млекопитающие: А) Каменноугольном периоде; Б) Триасовом периоде; В) Меловом периоде; Г) Юрском периоде. 7. Когда появились Покрытосеменные растения: А) Пермский период; Б) Меловой период; В) Юрский период; Г) Каменноугольный период. 8. Период расцвета динозавров: А) Неогеновый; Б) Палеогеновый; В) Юрский; Г) Триасовый; 9. Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор: А) Антропогеновый; Б) Кембрийский; В) Ордовикский; Г) Силурийский. 10. Определите систематическое положение следующих видов: Медведь гималайский; Лилия тигровая; 11. Основные события каменноугольного периода: А) появление кистеперых рыб; Б) формирование первых наземных биогеоценозов; В) появление хвойных растений; Г) появление первых насекомых; Д) появление первых рептилий


Тест 14 вариант 2 происхождение и развитие органического мира >>>

Тест 14 вариант 2 происхождение и развитие органического мира >>> Тест 14 вариант 2 происхождение и развитие органического мира Тест 14 вариант 2 происхождение и развитие органического мира Наиболее важными

Контрольная работа по теме: «Происхождение жизни на Земле» Вариант 1 Часть А Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов. 1. Живое отличается от неживого: а) составом неорганических

Что такое эволюция? Эволюция это процесс исторического развития живого мира, направленный на то, чтобы больше приспособиться к условиям обитания. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина Сущность

Пояснительная записка. Тестовое задание «Доказательства эволюции» предназначено для закрепления материала на уроке по теме: «Доказательства эволюции». Это тестовое задание так же можно использовать и для

12 класс. Зачёт по теме «Микроэволюция» На оценку «3» 1. Эволяция это: А) представление об изменении и В) необратимое и в известной мере направленное превращении форм организмов историческое развитие живой

Развитие животного мира на Земле. Преподаватель Тибелиус Александра Вопросы, направляющие на проект. Основополагающий вопрос: 1)В чем заключается основной смысл эволюции? Проблемный вопрос: 1)Под следствием

Биология 10-11 классы В результате изучения курса биологии на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной

Эволюция живых систем. Микро- и макроэволюция Этапы эволюции жизни на Земле. 1. Эволюция прокариот. 2. Эволюция одноклеточных эукариот. 3. Переход к многоклеточности и эволюция многоклеточных организмов.

Календарно тематическое планирование п/п Стандарт. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Название раздела, темы урока Введение в основы общей биологии. Биология наука

Цель проекта Цель: выяснить какие существую гипотезы возникновения жизни на Земле и сделать вывод. Ход исследования Подготовить учебный материал: учебники, методические пособия. Найти информацию в Интернете.

Тема урока: «Доказательства происхождения человека от животных». Цели и задачи урока: Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (расширенный

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОЛОГИЯ на уровень среднего общего образования (ФГОС СОО) (базовый уровень) ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В результате изучения учебного предмета

Задания В9 по географии 1. Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в А) Меловой Б) Четвертичный В) Силурийский Запишите в ответ получившуюся последовательность букв. Силурийский(444

П/п БИОЛОГИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс (68 часов) Тема урока Дата Содержание Форма контроля ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 3 часа 1. Биология-наука о жизни. Общебиологические закономерности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 0А, Б класса Содержание материала Количество часов Характеристика основных видов БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 3Ч Краткая история биологических наук ч.краткая история

Анализ геохронологической таблицы 1. На рисунке изображён археоптерикс вымершее животное, обитавшее 150 147 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащийся должен знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, эволюционная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» городского округа город Салават Республики Башкортостан УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 3» г. Салавата Л.П.Белоусова

Нормативная база: Пояснительная записка При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

Тематическое планирование 9 класс. п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР Введение 1 Мультимедийное приложение к учебнику Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле Тема 1.1. Многообразие

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ средняя общеобразовательная школа 763 СП 2 Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ГРУПП ЗАДАНИЙ Для получения представления об уровне биологической подготовки экзаменуемых были проанализированы результаты выполнения заданий по каждому

Приложение 5.24. Основной общеобразовательной программы образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ п. Цементный, утвержденной приказом 205-д от 31.08.2017 г. Рабочая программа учебного

Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы Базовый уровень (70 часов) Пояснительная записка Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного

Тест по биологии Происхождение человека 8 класс 1 вариант 1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе: 1) у дриопитеков; 2) у австралопитеков; 3) у гиббонов; 4) у питекантропов.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 75 имени И.А. Красюка» РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол 1 от 28.08.2017 СОГЛАСОВАНО на заседании методического

Приложение к ООП среднего общего образования, утвержденной приказом директора школы 57/6 от 31.08.17г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИЯ 10-11 КЛАСС Базовый уровень 1.Планируемые результаты освоения программы:

2 1. Требования к уровню подготовки учащихся 11-х классов: В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: 1. знать/понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 КЛАСС 27 ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ. 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ» Планирование составлено на основе программы «Биология. 10 11 классы. Профильный

Основные этапы эволюции животных Выполнила Сотникова Е. А. студенка гр. Ф-112 От одноклеточных животных к многоклеточным. Несомненно, первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли современные

1. Требования к уровню подготовки учащихся: 2 В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: 1. знать/понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 24» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) для 10-11 классов. Рабочая программа по биологии

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для класса составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (расширенный

Соответствие материала учебника «Биология. Учебник для 9 класса» Государственному образовательному стандарту основного общего образования по биологии (2004) и рекомендации по использованию ресурсов Федерального

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 0- классов Планируемые результаты освоения учебного предмета Приложение 5 Утверждена в составе ООП СОО Приказ МАОУ «СОШ 45» от 3.08.207 г. 64а В результате

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащийся должен знать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека; сущность биологических процессов:

Рабочая программа учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) 0- класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» В результате изучения биологии на базовом уровне

Борьба за существование это система сложных и многообразных взаимоотношений между особями внутри вида, между разными видами, а также между разными видами и абиотическими условиями. Формы борьбы за существование

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная

Рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю на протяжении учебного года, 34 часа в год. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 1 1 Ботаника как наука о растениях Растительный мир и его роль в природе и жизни человека 2 Тип: моллюски Общая характеристика, строение и среда обитания Роль в природе и жизни человека

Пояснительная записка Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 111-х классах углубленного уровня, рассчитана на 4 часа в неделю. Программа с углубленным изучением биологии составлена

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Степногутовская средняя школа» «Рассмотрено» «Согласовано» ШМО учителей Заместитель директора по УВР МКОУ Протокол от «Степногутовская

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Объект изучения биологии живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические

1. Планируемы результаты В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования; - Образовательной

Класс Программа Кол-во часов Учебник всего в неделю 9 Пасечник В.В. М.: Дрофа 200 Биология Программа для общеобразовательных учреждений 0- Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Программа среднего общего (полного)

Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа рассчитана

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕННЬ Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Обязательный минимум содержания Биология как наука. Методы научного познания Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями 1. Закона РФ «Об образовании» 273 от 29.12.2012 г. 2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии:. Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального

Программа курса «Биология» помещена в сборнике программного материала «Биология: 5-9 классы»: программа. М.: Вентана- Граф 03. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.

Рабочая программа по предмету «Биология» 9 класс. Планируемые предметные результаты освоения дисциплины: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей

Биология. Общие закономерности Рабочая программа по биологии на 2015-2016 учебный год составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классы Н.И.Сонина, рекомендованной Департаментом

Приложение 0 к Основной образовательной программе среднего общего образования (ФК ГОС) Рабочая программа учебного предмета Биология 0- классы Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 9» Асбестовского городского округа Приложение к образовательной программе Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Биология»

Содержание 1. Биология как наука........ 10 1.1. Задачи и методы биологии.. 10 1.2. Уровневая организация жизни и биологические системы.... 12 2. Клетка как биологическая система.................... 16


По неполным подсчетам ученых, на Земле существует около 1,5 млн. видов животных и не менее 500 тыс. видов растений.

Откуда взялись эти растения и животные? Всегда ли они были такими? Всегда ли Земля была такой, как теперь? Эти вопросы издавна волновали и интересовали людей. Религиозные вымыслы, которые проповедуют церковники, будто Земля и все существующее на ней создано в течение недели сверхъестественным существом - богом, не могут нас удовлетворить. Только наука, опираясь на факты, смогла выяснить подлинную историю Земли и ее обитателей.

Много сделали для изучения развития жизни гениальный английский ученый Чарльз Дарвин - основоположник научной биологии (дарвинизма), француз Кювье - основатель палеонтологии, великие русские ученые - А.О. Ковалевский, И.И. Мечников, В.О. Ковалевский, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов и многие другие.

Историю человеческого общества, народов, государств можно изучать, исследуя исторические документы и предметы материальной культуры (остатки одежды, орудий, жилищ и т. п.). Где отсутствуют исторические данные, там нет науки. Исследователь истории жизни на Земле, очевидно, тоже нуждается в документах, но они значительно отличаются от тех, с которыми имеет дело историк. Земные недра - это тот архив, в котором сохранились «документы» прошлого Земли и жизни на ней. В земных пластах находятся остатки древней жизни, которые показывают, какой она была тысячи и миллионы лет назад. В недрах Земли можно найти следы капель дождя и волн, работы ветров и льда; по отложениям горных пород можно восстановить контуры моря, реки, болота, озера и пустыни далекого прошлого. Геологи и палеонтологи, изучающие историю Земли, работают над этими «документами».

Пласты земной коры - это огромный музей истории природы. Он окружает нас всюду: на крутых обрывистых берегах рек и морей, в каменоломнях и шахтах. Лучше всего он открывает перед нами свои сокровища, когда мы ведем специальные раскопки.


Фото: Michael LaMartin

Как дошли до нас остатки организмов прошлого?

Попав в реку, озеро или береговую полосу моря, остатки организмов могут иногда довольно быстро покрываться илом, песком, глиной, пропитываться солями и таким образом навеки «окаменевать». В дельтах рек, прибрежных зонах морей, озерах иногда бывают крупные скопления ископаемых организмов, которые образуют громадные «кладбища». Ископаемые не всегда бывают окаменелыми.

Встречаются остатки растений и животных (особенно недавно живших), которые незначительно изменились. Например, трупы мамонтов, живших несколько тысяч лет назад, находят иногда полностью сохранившимися в вечной мерзлоте. Обычно животные и растения редко сохраняются целиком. Чаще всего остаются их скелеты, отдельные кости, зубы, раковины, стволы деревьев, листья или отпечатки их на камнях.

Российский палеонтолог профессор И.А. Ефремов в последние годы детально разработал учение о захоронении древних организмов. По остаткам организмов можно сказать, какие это были существа, где и как они жили и почему изменились. В окрестностях Москвы можно увидеть известняк с многочисленными остатками кораллов. Какие выводы следуют из этого факта? Можно утверждать, что на территории Подмосковья шумело море, а климат был теплее, чем теперь. Это море было мелководным: ведь кораллы не живут на большой глубине. Море было соленым: в опресненных морях кораллов мало, а здесь их изобилие. Можно сделать и другие заключения, хорошо исследовав строение кораллов. Ученые могут по скелету и другим сохранившимся частям животного (кожа, мускулы, некоторые внутренние органы) восстановить не только его облик, но и образ жизни. Даже по части скелета (челюсти, черепу, костям ног) позвоночного можно сделать научно обоснованное заключение о строении животного, образе его жизни и ближайших родственниках как среди ископаемых, так и среди современных животных. Непрерывность развития организмов на Земле - основной закон биологии, открытый Ч. Дарвином. Чем древнее животные и растения, населявшие Землю, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и все более похожими на современных.

По данным палеонтологии и геологии, история Земли и жизни на ней разделена на пять эр, каждая из них характеризуется определенными организмами, преобладавшими в течение этой эры. Каждая эра разделяется на несколько периодов, а период в свою очередь - на эпохи и века. Ученые установили, какие геологические события и какие изменения в развитии живой природы происходили на протяжении той или иной эры, периода, эпохи. Науке известно несколько способов определения возраста древних пластов, а следовательно, и времени существования тех или иных ископаемых организмов Ученые установили, например, что возраст самых древних пород на Земле, архейской эры (от греческого слова «архайос» - древний), около 3,5 млрд. лет. Разными способами была вычислена длительность теологических эр и периодов. Эра, в которой мы живем, - самая молодая. Называется она кайнозойской эрой новой жизни. Ей предшествовала мезозойская - эра средней жизни. Следующая по старшинству - палеозойская- эра древней жизни. Еще раньше были эры протерозойская и архейская. Вычисление возраста далекого прошлого очень важно для понимания истории нашей планеты, развития жизни на ней, истории человеческого общества, а также для решения практических задач, в том числе научно обоснованных поисков полезных ископаемых. Нужны секунды, чтобы увидеть, как передвинулась минутная стрелка; два-три дня, чтобы убедиться, насколько выросла трава; три-четыре года, чтобы заметить, как юноша становится взрослым. Требуются тысячелетия, чтобы подметить некоторые изменения в очертаниях материков и океанов. Время человеческой жизни - это неощутимое мгновение на грандиозных часах истории Земли, поэтому людям издавна казалось, что очертания океанов и суши постоянны, а животные и растения, окружающие человека, не изменяются. Знание истории и законов развития жизни на Земле необходимо каждому, оно служит фундаментом научного миропонимания и открывает пути покорения сил природы.

Моря и океаны – место зарождения жизни на земле

От начала архейской эры нас отделяет 3,5 млрд. лет. В слоях осадочных горных пород, накопившихся на протяжении этой эры, не обнаружено остатков организмов. Но бесспорно, что живые существа тогда уже были: в отложениях архейской эры найдены скопления известняка и минерала, похожего на антрацит, которые могли образоваться только в результате деятельности живых существ. Кроме того, в слоях следующей, протерозойской эры найдены остатки водорослей и различных морских беспозвоночных животных. Несомненно, что эти растения и животные произошли от более простых представителей живой природы, обитавших на Земле уже в архейскую эру. Какими же могли быть эти древнейшие обитатели Земли, остатки которых не сохранились до наших дней?

Академик А.И. Опарин и другие ученые считают, что первые живые существа на Земле представляли собой капли, комочки живого вещества, не имевшие клеточного строения. Они возникли из неживой природы в результате длительного и сложного процесса развития. Первые организмы не были ни растениями, ни животными. Тела они имели мягкие, непрочные, быстро разрушавшиеся после смерти. Породы, в которых первые существа могли бы окаменеть, подвергаясь огромному давлению и нагреванию, сильно изменялись. По этой причине ни следов, ни остатков древних организмов не могло сохраниться до наших дней. Проходили миллионы лет. Строение первых доклеточных существ все более усложнялось, совершенствовалось. Организмы приспосабливались к постоянно изменяющимся условиям существования. На одной из ступеней развития живые существа приобрели клеточное строение. Подобные примитивные мельчайшие организмы - микробы - и теперь широко распространены на Земле. В процессе развития у некоторых древних одноклеточных выработалась способность поглощать световую энергию, за счет которой они разлагали углекислоту и использовали освобождающийся углерод для построения своего тела.

Так возникли простейшие растения - сине-зеленые водоросли, остатки которых обнаружены в древнейших осадочных отложениях. В теплых водах лагун обитали бесчисленные одноклеточные организмы - жгутиковые. Они совмещали растительные и животные способы питания. Их представитель - зеленая эвглена, - вероятно, вам известен. От жгутиковых возникли различные типы настоящих растительных организмов: многоклеточные водоросли - красные, бурые и зеленые, а также грибы. Другие первобытные существа с течением времени приобрели способность питаться органическими веществами, созданными растениями, и дали начало животному миру. Родоначальниками всех животных считают одноклеточных, похожих на амеб. От них возникли фораминиферы, радиолярии с кремневыми ажурными скелетами микроскопических размеров и инфузории. Происхождение многоклеточных организмов до сих пор остается загадкой. Они могли произойти из колоний одноклеточных животных, благодаря тому что их клетки стали выполнять различные функции: питания, движения, размножения, защитные (покров), выделительные и др. Но переходных стадий не найдено. Появление многоклеточных организмов - это исключительный по значению этап в истории развития живых существ. Только благодаря ему стал возможен дальнейший прогресс: возникновение крупных и сложных организмов. Изменение и развитие древних многоклеточных организмов происходили по-разному в зависимости от условий среды: одни стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие сохранили и совершенствовали способность двигаться и вели подвижный образ жизни. Первыми наиболее просто устроенными многоклеточными организмами были губки, археоциаты (похожие на губок, но более сложные организмы), кишечнополостные. Среди групп кишечнополостных животных - гребневиков, похожих на вытянутых медуз, находились будущие родоначальники обширной группы червей. Какая-то часть гребневиков постепенно перешла от плавания к ползанию по дну. Эта перемена образа жизни отразилась на их строении: тело сплющилось, появились различия между спинной и брюшной сторонами, начал обосабливаться головной отдел, развился двигательный аппарат в виде кожно-мускульного мешка, образовались органы дыхания, сформировались двигательная, выделительная и кровеносная системы. Интересно, что у большинства животных и даже у человека кровь имеет соленость, близкую по составу к солености морской воды. Ведь моря и океаны были родиной древних животных.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png