3. Европа строит японский флот

В споре с Россией за первенство на Дальнем Востоке Япония с исключительной энергией использовала английские традиции, культуру, науку и технику. Английскими были на флоте правила службы, форма одежды, искусство стрельбы, вооружение и корабли. И это не было простым заимствованием обычаев. С искусством, отличающим Страну Восходящего солнца от всех стран мира, японцы уже тогда проявили удивительное умение находить наиболее целесообразное применение всем попадавшим в их руки достижениям мировой цивилизации. Это был тот, и сегодня оставшийся непостижимым, японский феномен, впервые явивший себя в войне с Россией и продолжающий сегодня удивлять мир.

Пока же японцы начинали с внимательного изучения и освоения английского опыта. Боевая эффективность корабля и эскадры была главнейшим критерием. Соответственно вводились тренировки в скорости заряжания орудий, от броненосцев добивались 19-узловой скорости, в последовательных циклах заряжания башен устраняли те механизированные этапы, которые можно было быстрее осуществлять вручную. Благодаря этому "устарелые", но гораздо более простые, а значит, и надежные установки с гидравлическими приводами в скорости стрельбы превосходили новейшие русские с электроприводами. Там, где ручной привод или подача боеприпасов обеспечивали сбережение времени, там им бесповоротно отдавали предпочтение.

Не впадая в гамлетовские сомнения, Морской Технический комитет (МТК) принял за правило снабжать каждый корабль именно 25, а не 20 котлами. Такими же высокопроизводительными оказались на японских кораблях затворы системы Виккерса к английским пушкам Армстронга. В отличие от затворов Канэ к 152-мм французским пушкам и русским затворам Розенберга у 305-мм пушек, английские затворы обеспечивали едва ли не большую в 2 раза скорострельность.

С той же заботливостью отнеслись японцы и к только появившимся (после американо-испанской войны, 1898 г.) новинкам в оснащении флотов: оптическим прицелам и базисным дальномерам. В отличие от русского флота, сподобившегося к 1900 г. через пень-колоду (благодаря "экономии адмирала В.П. Верховского") приобрести шесть дальномеров, а об оптических прицелах еще и не помышлявшего, Япония сразу приступила к массовым заказам, имевшим целью сразу же вооружить бесценными приборами все новые корабли. Не смущало японцев и применение в английских проектах кораблей как бы значившихся барбетными, а в действительности полноценных башенных установок 305-мм орудий. Вообще при достаточно высоких тактико-технических характеристиках кораблей и всегда предусматривая усиленное артиллерийское вооружение, японцы не гнались за сомнительной новизной, предпочитая проверенные опытом решения.

Так же ответственно, всесторонне взвешивая и тщательно проверяя все технические решения, оценивали и взвешивали японцы заказываемые ими корабли. Все броненосцы заказывались с условиями исполнения в кратчайший по тем временам 30-месячный срок. Корабли должны были прибыть в Японию к 1902 г. Английские займы и взысканная с Китая (деньги уплатила Россия) огромная контрибуция позволили в срок осуществить первую большую программу 1895 г. (95 млн. иен) и в 1896 г. предпринять постройку второй половины флота (145 млн. иен), включавшей шесть первоклассных броненосных крейсеров, серию легких крейсеров, большого количества миноносцев. Были обеспечены (еще одно существенное отличие от русской программы) необходимые расходы на всестороннюю боевую подготовку и систему ремонта флота.

Добиваясь всегда ускоренной готовности кораблей, они не настаивали на уже появившейся крупповской броне вместо гарвеированной и довольствовались незначительным усовершенствованием проектов уже построенных ранее броненосцев британского флота. Можно сказать, что противостоять русским кораблям на стороне Японии должны были английские броненосцы, построенные английскими инженерами на английских верфях. Так, первый японский броненосец новой постройки (спущен в 1896 г.), повторяя основные проектные решения английского броненосца "Маджестик" (1895 г.), при том же неполном поясе гарвеевского бронирования, имел его увеличенную до 407 мм толщину, удлиненные до 40 калибров четыре 305-мм орудия, 10 152-мм орудий, увеличенную скорость. Благодаря уменьшенной ширине корпуса (22,27 м вместо 22,86 м) и применению форсированного дутья, скорость японского корабля доходила до 18,5-19,2 уз, вместо 17-17,9 на "Маджестике".

Как обычно случалось при иностранных заказах, тип "Фудзи" (Блекуэльская верфь) и позднее его заложенного, но ранее (28 февраля 1896 г.) спущенного "Сикисима" (верфь Армстронга в Эльсвике) был усовершенствован англичанами с доведением водоизмещения до 15000 т и принят для постройки в 1898-1899 г. серии из трех броненосцев типа "Формидебл". Этот проект, в свою очередь, был доработан для постройки в те же 1898 и 1899 г. двух японских броненосцев "Сикисима" и "Асахи". При том же 15000-тонном водоизмещении и увеличенной с 22,86 до 23,16 м ширине, они имели меньшее число 152-мм орудий (14 вместо 16), уменьшенный запас угля и 229-мм броню Гарвея вместо крупповской. Скорость первого (16907 л.с.) составляла 18,78, второго (16360 л.с.) -18,3 уз.

Близко копируя готовые образцы признанных лучшими английских броненосцев (на эксперимент с типом германского "Брауншвейга" решено было не тратиться), японцы и свои броненосные крейсера заказывали по английским образцам. Из проектов, которые могла предложить наиболее авторитетная крейсерская фирма в Эльсвике, выбор делался в пользу кораблей умеренного водоизмещения, которые, обладая повышенной против броненосцев скоростью и превосходя в скорости русские крейсера, обладали сильной артиллерией и надежной броневой защитой, что позволяло бы им действовать совместно с броненосцами.

Отклонив слишком громоздкие, рассчитанные на океанские плавания, высокобортные, 11-14 тысячетонные крейсера королевского флота типов "Пауэрфулл" и "Аргонавт" (соответственно типу русских "Рюрика" и "России"), японцы подходящими под свои требования признали два эльсвикских крейсера, построенные в 1896 и в 1897 г. для чилийского правительства. Из них "Эсмеральда" (7000 т) относилась к классу скоростных (23 уз) океанских рейдеров. И вскоре стала прототипом для крейсеров такого же класса, но только с 152-мм артиллерией по типу "Монмут", строившихся для противодействия русским 23-уз крейсерам типов "Варяг", "Аскольд", "Богатырь".

Второй – "О’Хиггинс" (8500 т) имел скорость только 21 узел, но отличался усиленной артиллерией: (4 203-мм и 10 152 мм) и броней (пояс по ватерлинии 178 мм вместо 152 мм). Признанный лучшим, этот проект стал прототипом для построенного на том же Эльсвикском заводе головного "Асама". Для уверенных действий совместно с броненосцами в проекте число 203-мм орудий (в двух башнях) довели до четырех, 152-мм орудий- до четырнадцати. Отсутствие полубака, отказ от крейсерской деревянной (с медью) обшивки и применение брони Круппа позволили предусмотреть еще и верхний пояс брони толщиной 152 мм.

Постройка этих 9800-тонных, 21 уз крейсеров – в 1898 г. "Асама", "Токива" (Эльсвик, Армстронг), в 1899 и 1900 г. "Идзумо", "Ивате" (там же), в 1899 г. -"Якумо", ("Вулкан", Германия) и "Адзума" (Сен-Назер, Франция) должна была насторожить русское Морское министерство не меньше, чем сооружение грозных 15000-тонных броненосцев. Вместе они легко могли парализовать еще остававшееся за Россией превосходство на море. Против таких кораблей требовались броненосцы явно усиленного класса.

Очевидной становилась задача повышения их огневых и скоростных характеристик, броневой и противоминной защиты. К этому побуждал и состав остальных кораблей созданного руками Европы японского (на зависть всем сбалансированного) флота. Ведь в нем даже корабли второго плана – легкие крейсера и миноносцы являли собой глубоко продуманные оптимальные типы.

Был продолжен заказ ранее строившихся эльсвикских крейсеров (из серии одержавших победу при Ялу в 1895 г.) с ограниченным до 4800 т водоизмещением, мощным вооружением, включавшим 203-мм орудия, броневой палубой и увеличенной (против прежних 18 уз) 22 уз скоростью. Теперь они могли при эскадре играть роль дальних разведчиков. В 1898 г. один из таких крейсеров – "Чиода" был построен в Англии, другой "Кассаги" в США, став прототипом для русского крейсера "Варяг". По образцу знаменитого эльсвикского крейсера "Эсмеральда" (в 1883 г. после покупки у Чили-"Идзумо"), который С.О. Макаров называл "прекрасной боевой машиной", Япония с 1890 по 1906 г. построила шесть таких малых крейсеров (пять на собственных верфях) с облегченной артиллерией (120-152 мм), предназначенных для дозоров и разведки. Эти корабли вполне соответствовали типу последовательно развивавшихся в германском флоте (вплоть до мировой войны) эскадренных крейсеров ("Эмден", "Бреслау", "Магдебург"). 30-узловые, 380-тонные эскадренные миноносцы ("истребители") заказывали в Англии по лучшим проектам фирмы Ярроу. Это их главное скоростное, а нередко и артиллерийское превосходство делало по существу бесполезными все тогда строившиеся и исключительно 26-27-узловые, 240-тонные ("экономия"!) русские миноносцы.

Нельзя не признать исключительную, можно сказать, идеальную продуманность японской программы, в которой каждый класс кораблей имел четко обозначенное назначение и в которой ударным кораблям – броненосцам – предоставлялись лишь особо благоприятные условия для развития их характеристик. Заказ преобладающей части кораблей в Европе означал, что Россия, развивая ответную программу, волей-неволей вступала в соревнование со всем взявшимся обслуживать Японию научно-промышленным потенциалом. Ведь уже однажды – в Восточной войне 1854-1856 гг. (да пожалуй, и в войне с Турцией 1877-1878 г.) Россия такое соревнование проиграла. И, значит, нужны были особые усилия интеллекта, организованности и предусмотрительности, чтобы на этот раз не проиграть.

Так, в силу законов логики и элементарных понятий стратегии, представляется сегодня картина событий тех лет. Но что-то мешало людям правильно оценить обстановку и сделать правильные выводы. Крайне трудно проникнуть в этот загадочно запрограммированный феномен ущербности человеческого сознания, но в том и состоит вечная притягательность истории, которая требует найти для этого феномена хотя бы частичное объяснение.

Эволюция японских броненосцев

Первый из японских броненосцев "Фусо" имел водоизмещение 3718 т, четыре 240-мм орудия главного калибра в каземате, защищенном железной броней, и горизонтально размещенную поршневую машину двойного расширения, сообщавшую ему скорость 13 уз, а последний, "Аки", водоизмещение 21800 т, четыре 305-мм и двенадцать 254-мм орудий в двухорудийных башнях, крупповскую броню и паровые турбины, дававшие ему 20-узловую скорость. Японские дредноуты, сменившие броненосцы, чуть позже превзошли и эти параметры.

240-мм казематная артиллерия главного калибра на "Фусо" увеличилась до 305 мм на "Чин Иен" и переместилась в барбеты, установленные диагонально для обеспечения максимального огня на острых носовых и кормовых курсовых углах. На "Фудзи" и последующих броненосцах барбеты разместились в оконечностях вдоль диаметральной плоскости, сохранив такое положение неизменным, как и калибр.

Средняя артиллерия на всех описываемых кораблях размещалась побортно, как на парусниках, кроме "Чин Иен", где она была в легких башнях, установленных в оконечностях. Эти орудия были в казематах на "Фусо", "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", "Микаса", "Кашима", "Катори", "Цукуба", "Икома", в казематах и за щитами на "Фудзи" и "Яшима", в башнях на "Курама" и "Ибуки", увеличившись в калибре до 203 мм. Часть средней артиллерии возросла до 254 мм (и стала считаться главной) с установкой сначала в одноорудийные башни на "Кашима" и "Катори", а потом в двухорудийные на "Садзума" и "Аки". Малокалиберная артиллерия с марсов, мостиков, надстроек, верхней палубы на броненосцах времен войны с Россией, увеличившись от пулеметного калибра до 76 и 120 мм на "Садзума" и "Аки", переместилась в казематы, сменив среднюю.

356-мм надводные торпедные аппараты на "Фусо" и "Чин Иен" у "Фудзи" уже стали перемещаться ниже ватерлинии, увеличившись в калибре до 457 мм, создав много проблем и не принеся никакой пользы. Интересно, но уже в начале века ряд опытов показал, что зарядные отделения торпед при попадании в них осколков и снарядов не взрывались, а вот попадания в резервуар сжатого воздуха вызывали взрыв. Стальные ящики, проволочные стальные маты, которыми пытались в артиллерийском бою закрыть надводные аппараты, только увеличивали число осколков. Перед войной с Японией действующие в русском флоте положения требовали 40-45 мин заграждения на эскадренный броненосец. Англичане же с японцами имели на своих кораблях только средства для уничтожения заграждений.

Корпус "Фусо" был построен из железа. Но уже в конце 60-х годов XIX века французский артиллерист Мартен путем плавления лома железа вместе с чугуном в особых регенеративных печах, предложенных германским инженером Сименсом, получил в больших количествах литую мягкую сталь, пригодную для кораблестроения. Первыми перешли на сталь французы. "Чин Иен" был построен уже из стали и железа. Все остальные японские броненосцы, начиная с "Фудзи", строились стальными.

Появившаяся на броненосцах железная кованая броня свои возможности исчерпала, и далее увеличивать толщину железных плит было нецелесообразно, но этого делать и не пришлось. В 1880 г. появилась сталежелезная броня, полученная английским промышленником Вильсоном путем заливания расплавленной стали на кованую железную плиту. После закаливания стали получалась броня, имевшая твердый, но хрупкий наружный и мягкий (демпфирующий удар снаряда) внутренний слой. По сопротивляемости она превосходила железную на 20-25%.

Но полученный выигрыш в весе на увеличение площади бронирования не пошел: слишком быстро росло водоизмещение броненосцев. Поэтому первый крупный трофей японского флота "Чин Иен" не имел, в отличие от "Фусо", полностью забронированного борта по ватерлинии, но имел броневую палубу, которая устанавливалась на всех последующих японских броненосцах.

Опыт японо-китайской и испано-американской войн убедительно подтвердил необходимость надёжной броневой защиты для обеспечения не только непотопляемости, но и живучести кораблей и их оружия. Через 10 с небольшим лет американец Гарвей предложил способ обработки цементированной стали, позволивший увеличить сопротивляемость новой брони примерно на 30%, по сравнению со сталежелезной. Такую броню получили "Фудзи" и "Яшима", но и у них полного пояса не было, т. к. появились снаряды из хромовой стали. Пришлось снова защищать только цитадель.

Вскоре к стали добавились никелевые присадки, давшие броне несколько иное название: "гарвееникелевая". Полный по ватерлинии пояс из нее получили "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", на которых впервые в японском флоте палубную броню в районе цитадели сделали с бортовыми скосами. На "Микаса" была установлена броня из цементированных и односторонне закаленных плит хромоникелевой стали, которые обработали по способу Круппа, и они превосходили гарвеированные по сопротивляемости на 16%. Такого типа броня ставилась и на все другие броненосцы Японии.

Некоторый перевес, оказывавшийся временами на стороне брони, приводил к недостаточно реальной оценке артиллерии и дистанции артиллерийского боя. Многие специалисты, в том числе и русские, считали, что артиллерия способна причинять серьезные повреждения надводной части корабля, но не способна его уничтожить по причине малой возможности воздействия на его подводную часть, в чем сказалось перенесение опыта парусных кораблей, которые легче было сжечь, чем утопить.

Горизонтально расположенные машины двойного расширения на "Фусо" и "Чин Иен" на испытаниях обеспечили этим кораблям скорость 13,2 и 15,4 узлов соответственно. Вертикальная установка машин тройного расширения на "Фудзи" и последующих кораблях, применение водотрубных котлов Бельвиля на "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", "Микаса", Никлосса на "Кашима" и "Катори", повышение давление пара позволили достигнуть скорости чуть более 18 узлов без особых перспектив к дальнейшему ее увеличению. Повышение скорости хода требовало увеличения мощности паровых двигателей, а следовательно, увеличения веса машин и котлов, что при определившихся нормах весовой нагрузки броненосцев сделать было трудно.

Дальнейшее совершенствование машин и котлов, увеличение их мощности позволило достигнуть скорости на "Икоме" 21,9 узла, а на "Кураме" 22,5. Установка турбин Кертиса на "Ибуки" и "Аки" эту величину превзойти не позволила, и честь рекордов скорости осталась за дредноутами.

На "Икома" кроме угля впервые появилась в качестве топлива и нефть, что было повторено на двух броненосцах типа "Курама" и на двух последних типа "Садзума". Три войны показали, какое значение придавали японцы преобладанию на море с самого начала военных действий, и броненосцы в завоевании этого превосходства сыграли решающую роль…

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

Удар японских авианосцев по Цейлону По данным разведки, японцы имели планы атаковать Цейлон в первые дни апреля. 2 апреля английский командующий повел флот на атолл Адду, на секретную базу на Мальдивских островах, так как нахождение кораблей в близости от превосходящих

Из книги Броненосные крейсера Германии. Часть I автора Пахомов Николай Анатольевич

Эволюция класса броненосных крейсеров Вверху: крейсер «Кайзерин Аугуста»История броненосных крейсеров начинается с середины XIX века с появлением железного кораблестроения, когда стало возможно защищать жизненно важные части деревянного корвета или же крейсера с

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Из книги Старый новый друг пехоты - автомат АК-74 автора Павленко С Б

Эволюция и дальнейшее логическое развитие Автомат АКС-74 Для воздушно-десантных войск была создана модификация АКС-74 (6П21) с облегченным металлическим прикладом треугольной формы, складывающимся влево. Треугольная форма обеспечивает прикладу большую жесткость. В

Из книги Казематные броненосцы южан, 1861–1865 автора Иванов С. В.

Конструкция броненосцев

Из книги Боевые корабли Японии и Кореи, 612–1639 гг. автора Иванов С. В.

Значение броненосцев Когда Мэллоури лоббировал внедрение в военный флот Конфедерации последних технических новшеств, он понимал, что только ставка на качественное превосходство даст какой-никакой шанс в борьбе с численно превосходившим конфедератов военным флотом

Из книги Субмарины Японии, 1941–1945 автора Иванов С. В.

Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей Владимирович

Приложение Самолеты японских субмарин

Из книги Тайное проникновение. Секреты советской разведки автора Павлов Виталий Григорьевич

Ошибочная оценка японских неудач Относительно пренебрежительное отношение к обходящей тактике легкой пехоты, частично, может быть связано с наличием исторических примеров, когда такая тактика не срабатывала совсем. Наиболее характерный прием - действие японской

Из книги Тайны Второй мировой автора Соколов Борис Вадимович

Шепот японских шифрмашин Японское посольство в Москве проводило замену своих шифровальных машин. Зная об этом, специалисты КГБ внимательно следили за тем, как новые машины будут транспортироваться, так как из-за их громоздкости посылать машины диппочтой было

Из книги Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох автора Коллектив авторов

Эволюция образа Германии и немцев в сознании A.A. Власова В мемуарах Фрелиха запечатлены рассказы командующего РОА о том, как у него формировался положительный стереотип немцев: «Я вырос в деревне. В моем уездном городе я еще подростком познакомился с первыми немцами в

Из книги «Яки» против «мессеров» Кто кого? автора Харук Андрей Иванович

Патриотическая мода и эволюция образа сестры милосердия Впрочем, восприятие образа императрицы - сестры милосердия общественным мнением во многом определялось не только отношением к личности царицы, особенностями монархической традиции или тогдашними этическими

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Эволюция истребителя Хотелось бы по возможности избежать излишне длинных экскурсов в историю, но совершенно обойтись без оных не представляется возможным. Постараемся в общих чертах показать развитие концепции самолета-истребителя в ту четверть века, которая отделяла

Из книги Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки автора Фирсов Андрей

Общая характеристика японских БТТ Разработка БТТ и ее элементов в Японии была подчинена строгой системе. Если рассматривать только номенклатуру БТТ, созданной в 30 - 40-е годы, можно увидеть, что она в целом отвечала требованиям времени и составляла вполне

Из книги автора

Форма японских танкистов капитан в шлеме и униформе образца "90" (1930 г.) с полным комплектом офицерского снаряжения и вооружения (1937-1939);офицер-танкист в теплом зимнем костюме, утепленном танковом шлеме, перчатках и в комбинированной обуви (1940 г.);подофицер-танкист в

Из книги автора

Система обозначения японских самолетов Во время второй мировой войн" в ВВС Японии использовалось сразу несколько систем обозначения самолетов, что совершенно сбивало с толку разведку союзников. Так, например, самолет японской армейской авиации имел обычно номер "китай"

Боевые корабли мира

На 1-й стр. обложки: Броненосец "Шикишима" на переходе из Англии в Японию;

на 2-й стр: на палубе броненосца "Асахи"; на 3-й стр. Броненосец "Фудзи";

на 4-й стр. Броненосец "Микаса" в Англии перед уходом в Японию.

Научно-популярное издание

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор Е.В. Владимирова

Корректор С.В. Субботина

Начало подъема

Во второй половине XVIII в. правители Японии, не обладая сильной волей, способностью управлять страной не отличались, а лишь стремились к личному обогащению. В стране процветали взяточничество, казнокрадство, произвол власть имущих. Император как бы царствовал, при этом никем и ничем не распоряжаясь, не имел никакой реальной власти, конечно, для его же пользы – незачем божественной особе утруждать себя заботами о делах повседневных, достаточно раздавать придворные должности и награды. Но уже появились люди, не только понимавшие, что дальше так жить нельзя, но и начавшие действовать.

Главными идеологами среди них оказались представители школы национальных наук, стремившиеся восстановить былое влияние синто, потому что именно там они видели идеи для обоснования исконных прав императора на управление страной. Значительную роль в этом сыграло учение Мотоори Норинага, пришедшего к выводу, что "зло в общественных низах исходит от зла в общественных верхах", и утверждавшему, что именно Япония является центром вселенной, а не Китай. "Мы произошли от богини Аматэрасу, – говорил Норинага,- а значит, стоим выше других народов". Так он стремился укрепить у японцев уверенность в себе, возродить дух патриотизма.

Идеи Норинага легли в основу националистических устремлений, которые в середине XIX в. помогли японцам отстоять независимость. Началась борьба за объединение страны. Государство не вело активной внешней политики, всецело переключившись на дела внутренние. В итоге страна стала напоминать хлопотливый муравейник. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовались орудия труда, улучшалась система орошения. Плуг заменил мотыгу, совершенствование агротехники и эффективный семейный труд позволили получать по два урожая в год. Известный японский экономист Хаями Акира заявил, что в XVIII в. в Японии произошла "революция прилежания".

Строительство флота

Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже внутреннее море, а потому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова, но, в отличие от австралийских аборигенов, связи с ней не потеряли. Они выработали особый тип небольших судов – фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках.

Но время шло. Открытие портов для европейцев в пятидесятых годах произошло не сразу и не просто. В 1853 г., когда американская эскадра угрожала Иокогаме, в Иеддо происходили дебаты, в которых партия, советовавшая уступить требованиям американцев, заявляла, что иначе Япония будет разгромлена и вообще не получит никаких выгод. Представители этой партии, называвшейся "Кай-коки", говорили так: "Вместо того, чтобы позволить разбить нас, так как мы не обладаем теми техническими сведениями, которыми обладают иностранцы, позвольте лучше нам иметь сношения с иностранными государствами, чтобы мы могли обучаться их военной выправке и тактике; и, когда мы представим собой нацию, связанную как одна семья, тогда только мы будем в силах идти вперёд и в чужих краях давать земли тем из наших воинов, которые наиболее отличились в боях."

Япония открыла свои порты США, затем Англии, России (так называемые Ансэйские договоры). 7 февраля 1855 г. русским посланником графом Путятиным был подписан первый русско-японский договор о мире и дружбе и определена морская граница. Для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате, Нагасаки.

В 1863 г. японских офицеров послали в Голландию обучаться военно-морскому делу. В 1867-68 гг. в стране вспыхнула кровопролитная война между духовной и светской властью - Микадо и Тайкуном. Междоусобица окончилась победой Микадо и поддерживающих его сил, которые западные страны окрестили "партией новаторов", и провозглашением единодержавия. Не исключено, что при победе противоборствующей стороны в итоге было бы то же самое – сильная централизованная власть.

Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь.

После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио – университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.

Броненосный казематированный корвет "Адзума". 1866 г.

(Водоизмещение 1560 т, вооружение: одно 229-мм, два 160-мм орудия, бронирование: пояс по ватерлинии 114 мм, каземат 102 мм.)

Броненосный корвет "Хией". 1885 г.

(Водоизмещение 3718 т, вооружение: три 170-мм, два 150мм орудия, бронирование: пояс по ватерлинии 114 мм.)

Но не легко было расти новому флоту в этой островной стране. Например, в 1890 г. парламент отказался утвердить программу графа Кабаяма, требовавшего увеличения расходов на флот. Не ограничиваясь простым перенесением технических средств из Европы, японцы всеми мерами стремились развить промышленность у себя дома и достигли в этом направлении отменных результатов, например, создав арсеналы в Токио, изготовлявшие огнестрельное оружие и обеспечивавшие им полностью армию и флот. Арсеналы в Осаке стали снабжать корабли артиллерией. Расцвет их отечественного судостроения, в котором нашли отражение и уклад жизни и народный дух, породившие именно японские традиции в этой области, был еще впереди, а пока приходилось учиться и копировать чужой опыт.

До 1885 г. самыми сильными кораблями немногочисленных военно-морских сил Японии считались казематированный фрегат "Фусо"

("Fuso") и броненосные корветы "Хией" ("ffiyei"), "Конго" ("Kongo"), "Рюдзе" ("Ryujo") и "Адзума" ("Azuma"), но с этого же года флот стал активно пополняться новыми современными кораблями, построенными во Франции и Англии, как, например, "Нанива" ("Naniwa") и "Такачихо" ("Takachiho").

В 1886 г. в Японию пригласили в качестве главного корабельного инженера флота первоклассного французского инженера М. Бертина (М. Bertin), под руководством которого судостроение быстро пошло вперед. В то же время в ряде государств Европы началась очередная гонка морских вооружений, не оставившая без внимания и Японию. Председатель кораблестроительного комитета контр-адмирал Аюра (Ajura) в конце 1888 г. представил в правительство записку, характеризующую состояние флота, определив его численность в 35 кораблей, из которых, по его мнению, только 23 или 24 можно назвать боевыми, считая и строящиеся в это время в Англии, Франции и Японии.

Кровавая пятница 13 ноября 1942 года завершилась поражением японского флота . Вице-адмирал Абэ Хироакэ потерял линкор «Хиэй» и два эсминца, не выполнив свою главную задачу - обстрел аэродрома Хендерсон-Филд. Американцы тоже понесли тяжёлый урон: соединение адмирала Дэниела Каллахэна (оперативные группы 67.4 и 62.4) было разгромлено и вышло из боя. Конвой японских транспортов продолжал движение к Гуадалканалу, для его безопасной проводки требовалось нейтрализовать аэродром Хендерсон-Филд.

Последние козыри сторон

В руках вице-адмирала Уильяма Хэлси оставались 16-е и 64-е оперативные соединения, в том числе авианосец «Энтерпрайз», а также два главных козыря, о наличии которых японцы не подозревали - новейшие линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота». Не зная о них, адмирал Ямамото решил продолжать выполнение главной задачи, причём прежними силами. Он приказал командующему 2-м флотом вице-адмиралу Кондо Нобутакэ организовать обстрел аэродрома в ночь с 14 на 15 ноября, одновременно прикрывая шедший к Гуадалканалу конвой с частями 38-й пехотной дивизии.

Вице-адмирал Кондо Нобутакэ.
zeljeznice.net

Вечером 13 ноября адмирал Кондо с авианосцем «Дзуньё», линкорами «Конго» и «Харуна», тяжёлыми крейсерам «Атаго», «Такао» и «Тоне», лёгким крейсером «Сендай» и тремя эсминцами находился в районе атолла Онтонг-Джава - к северу от Соломоновых островов и примерно в 500 милях восточнее Рабаула. Юго-западнее него, в районе острова Шортленд, находилось Соединение Внешних Южных морей вице-адмирала Микавы Гунити - тяжёлые крейсера «Майя», «Судзуя», «Тёкай», «Кинугаса» (7-я дивизия крейсеров), лёгкие крейсера «Исудзу» и «Тенрю», а также восемь эсминцев. Соединение эсминцев прикрытия адмирала Танаки сопровождало конвой из 12 транспортов, шедший к Гуадалканалу по проливу Нью-Джорджия (американцы называли его «Слот» - Щель). Конвой должен был достичь острова после заката 14 ноября.

Однако Кондо так и не решился бросить в бой все свои силы. «Конго», «Харуну» (3-я дивизия линкоров) и «Тоне» он оставил возле Онтонг-Джавы, взяв с собой только два тяжёлых и один лёгкий крейсера. Далее к его Ударному соединению присоединились остатки сил адмирала Абэ - линкор «Кирисима», крейсер «Нагара» и 6 эсминцев, остальные эсминцы вступили в охранение конвоя транспортов.

Неудача адмирала Микавы

Получив приказ на обстрел, крейсерское соединение Микавы двинулось на юго-восток по проливу Слот, чтобы обстрелять аэродром Хендерсон-Филд в ночь с 13 на 14 ноября (до подхода остальных сил и транспортного конвоя). Тем временем вечером 13 ноября (в 19:15) 64-е оперативное соединение контр-адмирала Уиллиса Ли (два линкора и четыре эсминца) отделилось от группы авианосца «Энтерпрайз» и двинулось на север со скоростью 26 узлов. Сам авианосец и сопровождавшие его корабли (16-е оперативное соединение) тоже двинулся к северу, чтобы иметь возможность прикрыть корабли у Гуадалканала своими самолётами.


Действия японских сил днём 14 ноября 1942 года. Воздушные атаки по соединению вице-адмирала Микавы (7-я дивизия крейсеров) и Транспортной группе адмирала Танаки.

Однако линкоры адмирала Ли находилось слишком далеко, чтобы успеть перехватить крейсера Микавы, вышедшие к острову Саво уже через полчаса после полуночи на 14 ноября. С 2:20 до 3:40 Соединение Обстрела адмирала Нисимуры (тяжёлые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя», нёсшие по десять 203-мм орудий) выпустило по аэродрому 1370 фугасных снарядов. Их поддерживали эсминцы «Мотидзуки» и «Амагири», а остальные корабли Микавы прикрывали крейсера с запада. В это время американские торпедные катера с Тулаги трижды атаковали японское соединение, но успеха не добились - японцы даже не заметили этих атак.

С восходом солнца крейсера Нисимуры отошли на запад и в 8 часов утра присоединились к остальным кораблям Микавы. Буквально через несколько минут японцев атаковали пикировщики с аэродрома Хендерсон - несмотря на обстрел, он продолжал функционировать. Вскоре к ним присоединились самолёты из авиагруппы «Энтерпрайза».

В 8:36 старый крейсер «Кинугаса» получил прямое попадание в носовую башню, ещё несколько бомб разорвалось рядом. На корабле начались пожары; примерно через час команде удалось справиться с ними, но тут «Кинугасу» атаковали ещё три бомбардировщика. От нескольких близких разрывов машины крейсера вышли из строя, корабль потерял ход, и командир отдал приказ покинуть его. В 11:22 «Кинугаса» затонул в 15 милях к востоку от острова Рендова, погиб 51 человек.

Тяжёлый крейсер «Тёкай» был повреждён несколькими близкими разрывами, а в «Майя» врезался подбитый американский самолёт: было повреждено зенитное орудие, торпедный аппарат и два прожектора, погибло 37 человек. Лёгкий крейсер «Исудзу» также был повреждён близкими разрывами и потерял ход. Его отбуксировали к Шортленду, затем он своим ходом ушёл на Трук, а оттуда в метрополию, где до конца апреля ремонтировался в Йокогаме.

Ставки повышаются

Получив донесение о том, что американские самолёты с Хендерсон-Филд продолжают действовать, адмирал Ямамото приказал нанести по нему ещё один удар - теперь кораблями Кондо и остатками соединения Абэ. Японцам приходилось повышать ставки, ведь на кону стояла судьба конвоя, который мог стать лёгкой добычей для американской авиации.


Американский пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс».
collections.naval.aviation.museum

Уже в 8:30 американские самолёты-разведчики обнаружили японское транспортное соединение севернее острова Нью-Джорджия и сообщили, что оно вновь повернуло к Гуадалканалу. Ещё до полудня два самолёта с «Энтерпрайза» атаковали японские транспорты и, по докладам лётчиков, повредили два из них. Тем не менее Хэлси не хотел рисковать и приказал перебросить авиагруппу «Энтерпрайза» на Хендерсон-Филд, а самому авианосцу отойти южнее, чтобы не попасть под возможные японские атаки: американский адмирал знал, что у Кондо где-то имеется авианосец.

Решение Хэлси оказалось неудачным: аэродром испытывал острую нехватку персонала и оборудования, лётное поле было перепахано японскими снарядами. Поэтому взлёт и посадка оказались затруднены, а бомбы приходилось таскать к самолётам вручную. Тем не менее уже около 13 часов первая группа базовых самолётов (17 пикировщиков «Даунтлесс», восемь торпедоносцев «Эвенджер» и восемь «Летающих крепостей» с Эспириту-Санто под прикрытием восьми истребителей «Уайлдкэт») атаковала японский конвой. Были потоплены два транспорта, ещё один получил повреждения и был вынужден вернуться к острову Шортленд.


Действия американской авиации против транспортной группы адмирала Танаки в проливе Нью-Джорджия днём 14 ноября 1942 года.
ibiblio.org

В 14:30 появилась вторая волна - 24 «Даунтлесса» из эскадрилий «Энтерпрайза» и восемь «Летающих крепостей». Им удалось повредить ещё один транспорт, который тоже «сошёл с дистанции». В 15:30 прибыла третья волна - пять «Даунтлессов» и восемь «Летающих крепостей», они потопили два транспорта. Последний налёт состоялся в 17:15 севернее островов Рассел. В нём участвовали 17 «Даунтлессов» и четыре «Летающие Крепости», которым удалось повредить один транспорт. Судьба ещё одного транспорта остаётся неизвестной - он либо был повреждён по дороге, либо отстал от конвоя ещё до начала налётов.

У островов Рассел адмирал Танака задержался - либо не желая рисковать последними четырьмя транспортами, либо ожидая темноты. Лишь около 8 часов вечера он возобновил движение к Гуадалканалу, до которого оставалось всего 50 миль.

Линкоры открывают огонь

Тем временем за световой день 14 ноября линкоры адмирала Ли достигли Гуадалканала. К 21 часу 64-е оперативное соединение находились в 9 милях к западу от мыса Эсперанс. Поджидая противника, Ли двинулся на север, затем обогнул остров Саво и развернулся обратно к Гуадалканалу. Его корабли были выстроены в единую колонну: первыми шли четыре эсминца, «Вашингтон» и «Саут Дакота» держались сзади.


Первая фаза боя у Гуадалканала (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Корабли Кондо выходили к Гуадалканалу с северо-востока. Японский адмирал понимал, что противник находится где-то поблизости, поэтому направил вперёд дозор - 19-й дивизион 3-й эскадры эсминцев контр-адмирала Хасимото Синтаро в составе лёгкого крейсера «Сендай» и трёх эсминцев. В 22:10 «Сендай» находился в 10 милях к северо-востоку от острова Саво, когда его наблюдатели заметили американские корабли в 5 милях слева по носу. Хасимото решил разделить свои силы: он приказал эсминцам «Аянами» и «Уранами» обогнуть остров Саво справа и атаковать американцев с запада.

Остальная часть Ударного соединения Кондо представляла собой «сборную солянку»: здесь были остатки 11-й дивизии линкоров («Кирисима»), 4-я дивизия крейсеров и фрагменты четырёх дивизионов эсминцев из двух разных эскадр. Получив донесение об обнаружении противника, адмирал Кондо отделил от своей эскадры крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами под командованием контр-адмирала Кимуры и тоже послал их обойти остров Саво с запада. Теперь при нём остались только два эсминца, которые шли первыми, за ними следовали тяжёлые крейсера «Атаго» и «Такао», а линкор «Кирисима» замыкал колонну.


Бой у Гуадалканала: состав эскадр противников.
М. Морозов, Е. Грановский. Гуадалканал! Часть 2

Удивительно, но факт: несмотря на наличие радаров, к тому времени американцы не обнаружили противника. В 22:52 на широте мыса Эсперанс (северная оконечность Гуадалканала) адмирал Ли приказал своей колонне круто развернуться прямо на запад. Лишь в 23:00 поисковый радар «Вашингтона» обнаружил крейсер «Сендай» в 10 милях к северу.

Ещё четверть часа ни одна из сторон не открывала огня. Лишь в 23:17 «Вашингтон» с дистанции в 75 каб дал по «Сендай» первый залп 406-мм орудиями. Через пару минут к нему присоединилась «Саут Дакота». Японский крейсер резко развернулся и вместе с эсминцем «Сикинами» ушёл на север, поставив дымовую завесу. Попаданий не было, и корабли вскоре пропали с радаров.

К этому моменту «Аянами» и «Уранами» обогнули остров Саво и теперь двигались навстречу американской колонне. В 5 милях позади них и несколько севернее двигался крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами. Фактически японцы выполнили первую задачу боя: их эсминцы и лёгкие крейсера сблизились с колонной противника на дистанцию торпедного залпа.


Линкор «Саут Дакота» на верфи в Норфолке, 20 августа 1943 года.
history.navy.mil

Около 23:20 «Аянами» и «Уранами» были обнаружены американскими эсминцами, которые в 23:22 открыли огонь с дистанции в 65 каб. В ответ оба японских эсминца тоже открыли огонь, поразив 127-мм снарядами головной «Уок», а в 23:30 слегка довернули влево и выпустили торпеды - все они прошли мимо цели.

Лишь в 23:35 «Гуин», шедший четвёртым в колонне, обнаружил и обстрелял «Нагару» и его эсминцы. Японцы ответили артиллерийским огнём и торпедным залпом - в этот момент корабли проходили траверз друг друга, и дистанция между колоннами составляла всего 22 каб. «Гуин» получил два попадания снарядами (в машинное отделение и корму), но сохранил ход; линкору «Вашингтон» пришлось сделать отворот, чтобы обойти повреждённый эсминец. 140-мм снаряды крейсера «Нагара» обрушились на эсминец «Престон», разрушили его машинное отделение и снесли заднюю трубу. На корабле вспыхнул пожар, и всего через 10 минут он затонул (погибло 116 человек).

Тем временем в 23:38 в уже повреждённый «Уок» попала торпеда, и через 4 минуты он затонул, немного опередив «Престон» (погибло 76 человек, ещё шестеро из спасённых эсминцем «Мид» позднее умерли от ран). Другая торпеда попала в «Бенхэм», оторвав ему нос, но корабль остался на плаву и затонул лишь на следующий день. Американцы торпед выпустить не успели, однако огнём их артиллерии был потоплен эсминец «Аянами» (его экипаж снял «Уранами»).


Бой у Гуадалканала в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года. Общая схема.
Ф. Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою

Около 23:40 соединение Кимуры во главе с крейсером «Нагара» развернулось обратно на запад, пройдя совсем рядом с островом Саво; примерно в это же время его догнали остатки соединения Хасимото - крейсер «Сендай» и эсминец «Сикинами». Лишь в этот момент моряки Кимуры почувствовали, что перед ними находится что-то очень большое. На «Сираюки» включили прожектора, и в их свете, окутанная пороховым дымом, японцам явилась «Саут Дакота», шедшая концевой в колонне адмирала Ли. Впервые за одиннадцать месяцев войны японские моряки встретились с американским линкором.

Несчастья «Саут Дакоты»

Именно в 23:33 на «Саут Дакоте» неожиданно выбило предохранители главного распределительного щита - видимо, от сотрясений при стрельбе по «Сендай». На три минуты оказалась обесточена половина служб корабля, в том числе кормовая башня, а также 6-я и 8-я спаренные 127-м универсальные установки (ввести их в действие удалось значительно позже). За это время на мостике успели потерять шедший впереди «Вашингтон». Затем на пути возник подбитый «Гуин» - чтобы обойти его, концевой линкор сделал коордонат вправо. Возможно, именно этот манёвр спас «Саут Дакоту» - все восемь торпед с «Нагары», выпущенные парой минут ранее, прошли мимо.

Тем временем основные силы адмирала Кондо (Соединение обстрела) в 23:16 развернулись на запад, чтобы пройти севернее острова Саво и всё-таки обстрелять Хендерсон-Филд. Однако когда по другую сторону Саво разгорелся бой, Кондо в 23:30 вновь повернул на юг, а в 23:40 увидел в 80 каб к юго-востоку от себя американский линкор, подсвеченный прожекторами японских эсминцев.

Ситуация была идеальной для стрельбы. «Кирисима» и сопровождавшие его крейсера сразу же открыли огонь, а «Атаго», кроме того, дал залп из восьми торпед - правда, они тоже никуда не попали. Кондо вцепился в американский линкор подобно охотничьему псу - в 23:53 он развернулся на обратный курс, чтобы не потерять противника. За несколько минут японский линкор успел выпустить 117 снарядов главного калибра. «Саут Дакота» получила в общей сложности 25 попаданий снарядами калибров от 152 до 356 мм (в том числе как минимум один главного калибра с «Кирисимы»).


Бой у Гуадалканала. Карта из отчёта командира линкора «Вашингтон».
navsource.org

356-мм снаряд попал в верхнюю палубу американского линкора рядом с концевой башней, пробил её, проделав дыру размером 1 х 3 м, и взорвался, ударившись о 440-мм барбет башни и оставив в нём 40-мм выбоину и множество глубоких трещин. Средняя бронепалуба пробита не была. Осколками оказались повреждены внутренние помещения, надстройки, правая катапульта и несколько 20-мм автоматов.

Кроме того, в линкор попало 18 снарядов калибром 203 мм с «Атаго» и «Такао», шесть 152-мм с «Кирисимы» и ещё один 127-мм. Один из 203-мм бронебойных снарядов пробил борт выше ватерлинии и вошёл примерно на 8 дюймов в 310-мм броню главного пояса. От двух попаданий 203-мм снарядов в район ватерлинии и одного под ватерлинию внутрь корпуса начала поступать вода. На линкоре вспыхнули пожары, вышли из строя все три артиллерийских радара, системы управления огнём и радиостанция.


Бой линкоров в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Ответный огонь «Саут Дакоты» оказался неточным, наибольший ущерб американский линкор нанёс самому себе - первым же залпом третьей башни оказались уничтожены оба стоявших на корме самолёта-разведчика. В 00:08 линкор прекратил стрельбу. К этому времени он потерял связь с другими кораблями, около 00:15 отвернул влево, вышел из боя и в одиночку отправился к Нумеа. Здесь часть повреждений была исправлена, после чего линкор ушёл в Соединённые Штаты, где находился на ремонте ещё три месяца (до конца февраля 1943 года).

Смертельный удар

Американцам помогло то, что их линкоры разделились. «Вашингтон» остался незамеченным в темноте, а «Кирисима» оказался хорошо подсвечен вспышками собственных залпов. Флагман адмирала Ли несколько задержался с открытием огня, начав стрельбу только в 00:05. Однако с «пистолетной» дистанции менее 30 каб его снаряды, в отличие от снарядов «Саут Дакоты», летели точно. За следующие 7 минут в «Кирисиму» попало как минимум девять 406-мм снарядов - некоторые современные исследователи считают, что попаданий было до двадцати, включая семь подводных. Флагман адмирала Кондо потерял управление и загорелся, рулевое отделение было затоплено, а руль заклинило повёрнутым на 10° на правый борт. Обе носовые башни вышли из строя, а четвёртую башню заклинило. К 00:12 «Кирисима» потерял ход и сильно накренился на правый борт.


Линкор «Вашингтон» ведёт огонь по линкору «Кирисима».
navsource.org

Однако Ли не успел добить «Кирисиму». Выяснив, что у него не осталось ни одного неповреждённого эсминца, адмирал приказал уходить на юг. Три из четырёх эсминцев 64-го оперативного соединения были потоплены, а «Гуин» - тяжело повреждён (вернулся в строй лишь в апреле 1943 года).

Тем временем в 00:30 Кондо сообщил своим кораблям об отмене обстрела аэродрома и приказал тяжёлым крейсерам отходить на север. В 00:40 артиллерийский бой завершился, причём японские тяжёлые крейсера не получили существенных попаданий. 18 ноября они вернулись на Трук.

Получив информацию о бое с американскими линкорами, адмирал Танака выслал вперёд эсминцы «Кагеро» и «Оясио» из охранения транспортов, приказав им атаковать любые вражеские корабли на пути к мысу Тассафаронга. В 00:39 эсминцы выпустили торпеды по «Вашингтону», но попаданий не добились.

Финал сражения

С повреждённым линкором остались «Нагара» и эсминцы. Некоторое время казалось, что «Кирисиму» можно спасти: пожары были потушены, корабль снова дал ход. Однако исправить рулевое управление не удалось, а попытка управлять машинами оказалась безуспешной. Кроме того, из-за затоплений крен на правый борт продолжал увеличиваться.


Завершение боя у Гуадалканала (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Незадолго до 3 часов ночи крейсер «Нагара» попытался взять «Кирисиму» на буксир, но эта попытка не удалась. Тогда командир линкора приказал экипажу покинуть корабль. Это было сделано вовремя: в 3:25 линкор повалился на правый борт и быстро затонул в 7,5 милях к северо-западу от острова Саво. В 1992 году его обнаружили лежащим на дне кверху килем, нос был отломан. Эсминцы «Асагумо», «Терудзуки» и «Самидарэ» сняли с «Кирисимы» 1098 членов его экипажа и отошли на северо-восток; на линкоре погибло 212 человек.

Тем временем соединение адмирала Танаки с четырьмя последними транспортами («Кинугава-мару», «Хирокава-мару», «Ямаура-мару» и «Ямацуки-мару») продолжало идти вперёд. В 2:15 его суда наконец достигли мыса Тассафаронга, где начали разгрузку. Ночь была лунная, и американцы подняли для атаки самолёты с аэродрома Хендерсон, заодно начав артобстрел места выгрузки из района Лунга-Пойнт. Все четыре транспорта получили попадания и загорелись, им пришлось выброситься на берег. Из всей 38-й дивизии до острова добралось лишь 2000 солдат, удалось выгрузить 1500 мешков риса и 260 выстрелов к горным гаубицам. На переходе погибло четыре транспорта и около 5000 солдат.


Японские транспорты, выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга, 15 ноября 1942 года.
wwiiarchives.net

Кроме «Кирисимы», в ночь на 15 ноября японцы потеряли только эсминец «Аянами». Небольшие повреждения получили тяжёлый крейсер «Атаго» (ремонт в Куре с 17 декабря 1942 по 20 января 1943 года) и лёгкий крейсер «Нагара» (ремонт в Майдзуру с 27 декабря по 20 января). Текущий ремонт корпуса и механизмов «Такао» в Йокосуке с 24 ноября по 18 декабря 1942 года с боевыми повреждениями связан не был.

Несмотря на поражение императорского флота, в этом бою стороны потеряли почти равное количество моряков - 242 американца и 249 японцев. Вице-адмирал Кондо Нобутакэ никакого формального наказания не понёс - в апреле 1943 года он даже получил звание полного адмирала, а в августе был назначен в Высший военный совет империи. Однако в декабре 1943 года его перевели на должность командующего флотом Китайского района, а в мае 1945 года уволили в отставку.

Итоги

Причиной поражения адмирала Кондо стало нежелание японского морского командования бросить в бой все свои силы: для операций на Соломоновых островах были выделены четыре самых старых и слабых линкора, единственным достоинством которых являлась высокая скорость, позволявшая им действовать совместно с тяжёлыми крейсерами. Но и из этих четырёх кораблей Ямамото позволил использовать только два, а Кондо бросал их в бой поодиночке. Он так и не решился придвинуть ближе к Гуадалканалу авианосец «Дзуньё», поэтому транспорты Танаки остались без воздушного прикрытия.


Транспорт «Кинугава-мару» у мыса Тассафаронга, 1943 год.
history.navy.mil

Американцы испытывали схожие проблемы: адмирал Хэлси стремился держать свой единственный авианосец как можно дальше к югу, а оба линкора решился бросить в бой лишь 14 ноября. Обе стороны испытывали острую нехватку эсминцев - у японцев это особенно проявилось во втором бою, когда соединению Кимуры удалось выйти в атаку на американские линкоры с «пистолетной» дистанции в два десятка кабельтовых. Но японцы имели всего четыре эсминца и лёгкий крейсер, и в результате цели нашли только две торпеды. А ведь массовая ночная торпедная атака была козырным ходом японских моряков, не раз приносившим им успех в предыдущих боях.

Сражение 13–15 ноября стало переломным в боях за Гуадалканал. До этого момента японцы, несмотря на все успехи американцев, продолжали блокировать их плацдарм на мысе Лунга-Пойнт и даже наращивали численность своих сил быстрее, чем это успевал делать противник. С середины ноября японские войска стали не только уступать американским в численности, но и испытывать острую нехватку боеприпасов. Снабжение Гуадалканала пришлось продолжать эсминцами и переоборудованными из старых эсминцев быстроходными транспортами - они перевозили в основном контейнеры с едой и боеприпасами и не могли брать на борт технику. Перед японцами всё отчётливее вставала перспектива эвакуации войск с острова.

Продолжение следует…

Источники и литература:

  1. Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
  2. Пол Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  3. U. S. S. South Dakota (BB57). Gunfire damage. Battle of Guadalcanal 14-15 November, 1942. Preliminary Design Section Bureau of Ships. Navy Department, 1 June, 1947 (War damage report №57)
  4. Robert Lundgren, «Kirishima Damage Analysis» (PDF), www.navweapons.com
  5. http://www.combinedfleet.com
  6. https://www.history.navy.mil
  7. http://www.ibiblio.org

Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь. После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио – университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.

    Начало подъема 1

    Строительство флота 1

    Немного о бюджетах 4

    Броненосец "Фусо" 5

    Броненосец "Чин Иен" 8

    Броненосец "Фудзи" 11

    Броненосец "Яшима" 13

    Броненосец "Шикишима" 15

    Броненосец "Хатсусе" 17

    Броненосец "Асахи" 18

    Броненосец "Микаса" 19

    Броненосец "Ики" 21

    Броненосец "Мишима" 21

    Броненосец "Окиношима" 22

    Броненосец "Ивами" 22

    Броненосец "Сагами" 23

    Броненосец "Танго" 24

    Броненосец "Хизен" 24

    Броненосец "Суво" 25

    Броненосец "Кашима" 25

    Броненосец "Катори" 27

    Броненосец "Цукуба" 28

    Броненосец "Икома" 29

    Броненосец "Курама" 29

    Броненосец "Ибуки" 30

    Броненосец " Садзума" 31

    Эволюция японских броненосцев 32

    Броненосец "Аки" 33

    В боях и походах 34

    Приложения 44

    Литература 46

Александр Анатольевич Белов
Броненосцы Японии.

Боевые корабли мира

На 1-й стр. обложки: Броненосец "Шикишима" на переходе из Англии в Японию;

на 2-й стр: на палубе броненосца "Асахи"; на 3-й стр. Броненосец "Фудзи";

на 4-й стр. Броненосец "Микаса" в Англии перед уходом в Японию.

Научно-популярное издание

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор Е.В. Владимирова

Корректор С.В. Субботина

Начало подъема

Во второй половине XVIII в. правители Японии, не обладая сильной волей, способностью управлять страной не отличались, а лишь стремились к личному обогащению. В стране процветали взяточничество, казнокрадство, произвол власть имущих. Император как бы царствовал, при этом никем и ничем не распоряжаясь, не имел никакой реальной власти, конечно, для его же пользы – незачем божественной особе утруждать себя заботами о делах повседневных, достаточно раздавать придворные должности и награды. Но уже появились люди, не только понимавшие, что дальше так жить нельзя, но и начавшие действовать.

Главными идеологами среди них оказались представители школы национальных наук, стремившиеся восстановить былое влияние синто, потому что именно там они видели идеи для обоснования исконных прав императора на управление страной. Значительную роль в этом сыграло учение Мотоори Норинага, пришедшего к выводу, что "зло в общественных низах исходит от зла в общественных верхах", и утверждавшему, что именно Япония является центром вселенной, а не Китай. "Мы произошли от богини Аматэрасу, – говорил Норинага,- а значит, стоим выше других народов". Так он стремился укрепить у японцев уверенность в себе, возродить дух патриотизма.

Идеи Норинага легли в основу националистических устремлений, которые в середине XIX в. помогли японцам отстоять независимость. Началась борьба за объединение страны. Государство не вело активной внешней политики, всецело переключившись на дела внутренние. В итоге страна стала напоминать хлопотливый муравейник. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовались орудия труда, улучшалась система орошения. Плуг заменил мотыгу, совершенствование агротехники и эффективный семейный труд позволили получать по два урожая в год. Известный японский экономист Хаями Акира заявил, что в XVIII в. в Японии произошла "революция прилежания".

Строительство флота

Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже внутреннее море, а потому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова, но, в отличие от австралийских аборигенов, связи с ней не потеряли. Они выработали особый тип небольших судов – фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках.

Но время шло. Открытие портов для европейцев в пятидесятых годах произошло не сразу и не просто. В 1853 г., когда американская эскадра угрожала Иокогаме, в Иеддо происходили дебаты, в которых партия, советовавшая уступить требованиям американцев, заявляла, что иначе Япония будет разгромлена и вообще не получит никаких выгод. Представители этой партии, называвшейся "Кай-коки", говорили так: "Вместо того, чтобы позволить разбить нас, так как мы не обладаем теми техническими сведениями, которыми обладают иностранцы, позвольте лучше нам иметь сношения с иностранными государствами, чтобы мы могли обучаться их военной выправке и тактике; и, когда мы представим собой нацию, связанную как одна семья, тогда только мы будем в силах идти вперёд и в чужих краях давать земли тем из наших воинов, которые наиболее отличились в боях."

Япония открыла свои порты США, затем Англии, России (так называемые Ансэйские договоры). 7 февраля 1855 г. русским посланником графом Путятиным был подписан первый русско-японский договор о мире и дружбе и определена морская граница. Для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате, Нагасаки.

В 1863 г. японских офицеров послали в Голландию обучаться военно-морскому делу. В 1867-68 гг. в стране вспыхнула кровопролитная война между духовной и светской властью - Микадо и Тайкуном. Междоусобица окончилась победой Микадо и поддерживающих его сил, которые западные страны окрестили "партией новаторов", и провозглашением единодержавия. Не исключено, что при победе противоборствующей стороны в итоге было бы то же самое – сильная централизованная власть.

Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь.

После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио – университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.

Броненосный казематированный корвет "Адзума". 1866 г.

(Водоизмещение 1560 т, вооружение: одно 229-мм, два 160-мм орудия, бронирование: пояс по ватерлинии 114 мм, каземат 102 мм.)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png